Views Comments Previous Next Search
10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA — Списки на Look At Me

Списки10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA

Мебельная коллекция как экскурсия по классическим предметам дизайна

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 1.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛ
Даниил Трабун

Новая коллекция IKEA Stockholm уже третья с таким именем. Первая вышла в 1984 году. Сами создатели коллекции говорят, что вдохновлялись 50-ми и 60-ми, а главным мотивом была природа — органические формы, текстуры, зеленый и желтый цвета. На самом деле даже после первого взгляда на некоторые предметы мебели становится ясно, что IKEA лукавит: вся коллекция — не декорации к сериалу Mad Men, а скорее энциклопедия по дизайну мебели XX века. Look At Me попросил двух специалистов по мебельному дизайну, Любовь Луконину и Екатерину Вагурину, рассказать, чем, на их взгляд, вдохновлялись дизайнеры, когда создавали предметы коллекции, где — просто копировали, а где — переизобретали.

 

  

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 2.

Любовь Луконина

дизайнер мебели

«Нельзя сказать, что коллекция в целом является репликой на знаковые предметы дизайна XX века, скорее это некая ретроспектива истории формообразования, собирательный, но довольно обезличенный образ „деревянного периода“ дизайна мебели.  Очищенные от любых признаков авторства, такие объекты становятся идеальной симуляцией традиционализма и культурно-исторического подтекста в  любом интерьерном пространстве».

 

  

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 3.Кабинет IKEA

 

1Кабинет

Самый занятный объект всей линейки, этакая абсурдная коробка, имеющая все признаки функционализма, однако выкрашенная в ядовито-зеленый цвет. Здесь, как и практически во всех предметах коллекции, видна датская традиционная школа модернизма начала и середины XX века, подобные объекты можно увидеть в массовом производстве уже начиная с 20-х годов, одним из первых таких кабинетов спроектировал Могенс Кох в 1928 году для  знаменитой датской мануфактуры Carl Hansen & Søn.

Но опять же — не все так просто с этим объектом, интересно выполнено основание, при отсутствии традиционного цоколя в конструкции, мы также не видим и чуть более «поздних» ножек в опоре,  что ведет к другой школе, можно сказать, к истокам функционализма и модернизма середины века, — это ранние проекты Геррита Ритвельда, более поздние Чарльза Ренни Макинтоша, а также школы Баухаус. — Любовь Луконина

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 4.

Кабинет Могенса Коха

 

2Набор столовых приборов

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 5.

Столовые приборы IKEA

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 6.

Arne Jacobsen

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 7.

Seth-Andersson

Можно сравнить с деревянным набором приборов Carina Salad Servers от Seth-Andersson (1998), а по стилистике формы скорее что-то от Arne Jacobsen. — Екатерина Вагурина

3Шкаф со стеклянными дверьми

Это отличный ремикс на книжный шкаф Матса Теселиуса National Geographic 1990 года. Шкаф в жизнерадостном желтом цвете, на неком подъеме из проножек и царг, форма получилось более легкой за счет большой массы стекла и утонченных сечений. — Екатерина Вагурина

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 8.Шкаф National
Geographic

Несколько дисгармоничный, но, возможно, самый интересный предмет коллекции, эта витрина сочетает несколько противоречащих друг другу элементов: мощное основание, практически позаимствованное у классических сервантов позднего ар-деко и авангарда, и легкий каркас со стеклянными створками желтого цвета совсем позднего постмодернизма — похоже, эти две эпохи слишком увлекли шведских дизайнеров, остановить свой выбор на одной из них стало задачей непреодолимой. Тем интереснее результат, однако идея, возможно, и не столь нова: на подобный эксперимент первый раз решился основатель датского современного дизайна Кааре Клинт еще в 1930 году. — Любовь Луконина

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 9.Шкаф IKEA

4Телевизионная тумба

 

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 10.

Функционал этой тумбы очевиден из ее формы, эта мебельная единица появилась лишь в 50-х годах XX века, когда возросло число персональных телевизоров и возникла необходимость в хранении все более возрастающего технического оснащения личных жилых пространств. Сложно сказать, кто первым догадался снять с традиционного кухонного серванта верхнюю витрину, но можно предположить, что первыми к этой мысли пришли американские дизайнеры. Интересная ситуация с мебельной отраслью складывалась на тот момент в Америке, широко распространившийся по всему западному миру датский функционализм (и датские дизайнеры) особенно прижился именно в Штатах, послужил триггером для формирования целого направления в дизайне середины века. 

 

 

С конца 30-х — начала 40-х годов появляются новые фабрики, которые являются магнитом для проектировщиков новой формации: Herman Miller, Knoll сотрудничали с такими дизайнерами и архитекторами, как Джордж Нельсон, Чарльз и Рэй Имзы, Фрэнк Герри, Джордж Накасима и многими другими.

Ib Kofod-Larsen. Изображение № 11.Ib Kofod-Larsen

 

У дизайнеров Икея получилось в очередной раз совместить минимальный бюджет, функциональность и традиционную эстетику, в этом разрезе хотелось бы провести параллели с Джорджем Нельсоном и его датскими оппонентами Питером Хвидтом и Орлой Мельграанд-Нильсен. Оба объекта образца середины 50-х годов, Нельсон в коллаборации с Herman Miller делал упор на первую рабочую мебель, Хвидт и Мельграанд (Hvidt & Mølgaard) ориентировались на частный рынок. Однако тумба, разработанная шведскими дизайнерами, даже несмотря на вынесенное в заглавие коллекции название скандинавской столицы, тяготеет к американской стилистике, в первую очередь из-за использованного материала отделки — шпона ореха, географически и исторически сложившейся традиции именно Северной Америки. — Любовь Луконина

 

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 12.

Я всегда рассказываю людям, что росла в доме, обставленном предметами Джоэ Коломбо и Акилле Кастильони, не потому, что мы были богаты или мои родители имели дипломы дизайнеров, вовсе нет. Мы были типичными представителями среднего класса, а родители были врачами. Дело в том, что все эти вещи — это то, что каждый мог найти в магазине напротив.

Паола Антонелли

куратор MoMA в фильме Objectified

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 13.

5Ковры

Ковры можно сопоставить с текстилем Лис Альман 1958 года, а также текстилем и ковром Астрид Сампе из 50-х. — Екатерина Вагурина

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 14.

Ковер IKEA

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 15.

Ковер IKEA

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 16.

Лис Альман

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 17.

Астрид Сампе

6Кофейный столик

Еще один образец этакой псевдо-Скандинавии сильно напоминает кофейный столик американца Пола Маккоба  1960 года выпуска, с более знакомой нам (по образцам советского дизайна) отделкой рояльным лаком столешницей из темного красного дерева.  Надо отметить, что подобная форма для скандинавского дизайна не характерна, впервые овальную конфигурацию кофейного стола, разработанного Чарльзом и Рей Имзами, начали выпускать Herman Miller в 1951 году в Северной Америке. — Любовь Луконина

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 18.

Пол Маккоб

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 19.

Столики IKEA



10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 20.

 

Форма листа напоминает тарелку из ламинированной березы и тика от Tapio Wirkkala 1951 года.
— Екатерина Вагурина

 

 

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 21.

Подушка IKEA

7Подушки

Черно-белая геометрия — это всегда классика. На этот раз текстиль ковра можно соотнести с так любимым дизайнерами IKEA Алваром Аалто, который создал для компании Artek Siena Fabric в 1954 году. Подушку можно сравнить с текстилем Элиссы Аалто (одной из жен Алвара Аалто), созданным ей в 1955 году для Artek.
Екатерина Вагурина

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 22.

 Элисса Аалто

8Кресло

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 23.

Кресло IKEA

Слишком традиционное, чтобы быть модернистским, и слишком модернистcкое, чтобы быть традиционным, кресло напоминает  «Яйцо» Арне Якобсена и классическое английское кресло Томаса Чиппендейла середины XVIII века одновременно. Контрастный принт в духе Маримекко и Стига Линдберга возвращают ему дух Скандинавии, который этим, пожалуй, и ограничивается. — Любовь Луконина

 

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 24.

«Яйцо» Арне Якобсена

9Зеленое кресло

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 25.

Кресло IKEA

Кресло, которое сложно вписывается в концепцию всей линейки шведского бренда, вызывает ассоциации с работой авангардиста Эля Лисицкого на поприще дизайна мебели либо со стилистикой 20-30-х годов, что вносит некую дисгармонию в общую концепцию серии.

Несколько утяжеленная форма, напоминающая мебель скорее общественную, чем домашнюю,
совсем не характерна для выбранного периода, стилистике которого придерживаются другие предметы коллекции. Такие конструктивно-эстетические решения серийной мебели встречаются уже в 80-х годах, когда производство подобных форм резко снизилось в своей стоимости.
Любовь Луконина

 

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 26.Кресло Эля Лисицкого

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 27.

Стаканы IKEA

10Бокалы

Ритмический рисунок кругов на бокалах отдаленно напоминают фактуру на посуде Аино Аалто, жены Алвара Аалто. В частности, бокалов «glassware», но уже в более стилизованном варианте. — Екатерина Вагурина

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 28.

Аино Аалто

  

10 источников вдохновения из XX века для новой коллекции IKEA. Изображение № 29.

Любовь Луконина

дизайнер мебели

 

«В коллекции видна тенденция массовых брендов на обретение собственного лица, пусть даже через поиски и анализ истории и культуры. IKEA за последние несколько десятков лет потеряла свой статус культовости как двигателя мысли в сфере дизайна, свернув в сторону исключительной коммерциализации целей своего существования как бренда. Ориентируясь исключительно на потребительский спрос, наводняя рынок стандартными товарами, которые являлись отголосками тех культовых знаков в мире дизайна, можно ли считать этот этап пройденным? Последняя коллекция по крайней мере доказала, что способность к эксперименту еще не потеряна, а анализ исторического наследия может привести к неожиданным результатам».

 

 

Рассказать друзьям
14 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются