Views Comments Previous Next Search
Главные темы в творчестве Хаяо Миядзаки — Списки на Look At Me

СпискиГлавные темы в творчестве Хаяо Миядзаки

Какими вопросами задавался великий мультипликатор в своих фильмах

Хаяо Миядзаки известен своим консерватизмом и приверженностью к узкому костяку больших тем. Look At Me наблюдает тематический и идейный путь великого мультипликатора на примере пяти из одиннадцати вышедших его режиссёрских работ.

  

Навсикая из Долины ветров (1984)

Пацифизм, экология, взросление

Основную формулу своих фильмов Миядзаки создал уже ко второй картине. Главный персонаж — молодая девушка, что станет характерным для фильмов режиссёра. Сюжет разворачивается спустя тысячу лет после разрушившей цивилизацию войны: земной шар обволакивает грязная дымка Гниющего Моря — больших токсичных джунглей, которые населяют Омы, огромные насекомые-мутанты. В одном из немногих незагрязнённых мест на всей планете, Долине Ветров, живёт наш протагонист — Принцесса Навсикая. Вне долины продолжается бессмысленная война среди выживших, пытающихся отыскать древнее оружие, чтобы положить начало новому господству на Земле.

Главные темы в творчестве Хаяо Миядзаки. Изображение № 2.

Главные темы в творчестве Хаяо Миядзаки. Изображение № 3.

Через разрушительные действия Толмеканской Империи трудно не увидеть принципиальное неприятие насилия и развитие антимилитаристского месседжа: созданные людьми титаноподобные воины в буквальном смысле сожгли Землю и уничтожили экологию за какие-то семь дней. Вселяющие страх и попросту неостановимые Омы символизируют прямую угрозу, которая всегда возникает, когда баланс природы нарушается. Ну и конечно же, уже в Навсикае присутствует главная визуальная метафора Миядзаки — герой, защитник своего мира, в свободном полёте и с искренней радостью в глазах.

  

Мой сосед Тоторо (1988)

Детство, экология, взросление

В отличие от предыдущих фильмов, мир «Тоторо», несмотря на всю фантасмагоричность, очень похож на реальный. Миядзаки отказывается от сложной мифологии в пользу тихой пригородной простоты; главное внимание уделяется ностальгическим чувствам о днях детства, когда всё казалось возможным.

Миядзаки показывает окружающий мир через детские глаза двух главных героев, которых мир одновременно пугает и не даёт отвести от себя взгляд. Изучая в одиночестве просторный, красивый лес рядом со своим домом, сёстры Сатсуки и Мэй сталкиваются с волшебными существами Тоторо — добрыми духами, которых могут видеть только дети. Для них существа — хранители и просто друзья, к которым всегда можно обратиться за помощью.

Главные темы в творчестве Хаяо Миядзаки. Изображение № 4.

Главные темы в творчестве Хаяо Миядзаки. Изображение № 5.

В этом фильме Миядзаки герои не стоят на грани жизни и смерти, их конфликты — внутренние. Девочкам приходится справляться с тем, что их мама больна, а отца часто не бывает дома, где им очень одиноко наедине друг с другом. Смелость юных сестёр, необходимая для преодоления таких сложностей, безусловно, отличается от смелости Навсикаи, но вряд ли кажется зрителю менее достойной. Сам Тоторо олицетворяет лес, который является для девочек отдушиной, и также показывает природу, как что-то духовное и волшебное.

  

Порко Россо (1992)

Кризис среднего возраста, хрюши, пацифизм

Порко Россо — уникальная глава в фильмографии мультипликатора. В интервью Миядзаки неоднократно говорил, что сделал фильм для взрослых, позабывших о своих детских стремлениях: даже если жизнь не сложилась так, как ожидалось, и мечты юности не удалось реализовать, никогда не поздно быть верным тому, уже глубоко зарытому в возрастных проблемах, образу мысли.

Главный герой — ветеран Первой мировой Марко Паггот (также известный как Алый Свин), мужчина средних лет, который от гнетущего чувства вины трансформировался в человека-свинью. К счастью, никто этих метаморфоз не замечает или не придаёт им никакого значения. По окончании войны, Марко живёт в одиночестве, на острове, зарабатывая деньги охотой на воздушных пиратов (для государства). Во время одной из атак пиратов его самолёт сбивает американский ас Кертис. Для ремонта Порко обращается к авиамеханику Пикколо и знакомится с его внучкой Фио — инженером-авиастроителем, которая соглашается отремонтировать гидросамолёт для реванша.

Главные темы в творчестве Хаяо Миядзаки. Изображение № 6.

Если семнадцатилетняя Фио вписывается в традиционный для Миядзаки образ молодой, сильной героини, то Марко — прямая противоположность типичного героя: он не сталкивается с неопределённым будущим, а не может вырваться из прошлого. Одолеть собственную вину ему необходимо так же сильно, как победить в дуэли Кертиса. Также здесь прослеживается очевидная линия «Красавицы и Чудовища» — между Марко и Фио. Возвращается и месседж против насилия и ограничения свободы других: события фильма происходят в антураже стремительно поднимающегося в Италии фашизма. Однако, несмотря на возвращение темы пацифизма, акцент с экологии полностью снят. Полёт помимо традиционной метафоры свободы здесь превращается в инструмент отчаянного эскапизма, и его атрибуты — самолёты, пилоты и воздушные битвы — занимают основное время.

  

Принцесса Мононокэ (1997)

Выживание, пацифизм, экология

Главным героем «Мононокэ» является принц-отшельник Аситака, который подвергается проклятью раненым богом-кабаном, защищая свою деревню. Принц бежит от предсказанной ему смерти на запад, где оказывается вовлечён в войну между жителями Железного Города и богами Древнего Леса, во главе которых стоят Сан (Принцесса Мононокэ) и Леди Эбоси.

Главные темы в творчестве Хаяо Миядзаки. Изображение № 7.

Нехарактерно для Миядзаки, но в «Мононокэ» главный женский персонаж не является миротворцем. Сан необходимо преодолеть ненависть к людям, которые разрушают её лес, то есть её проблемы — в равной степени внутренние и внешние. После встречи с пацифистом Аситакой, она понимает, что насилие не может решить проблему. Конфликт между индустриальным городом и лесными животными-духами символизирует вечное противостояние человека и природы. Интересно, что Миядзаки не делает из жителей Железного Города одномерных злодеев: ко многим из них легко проникнуться симпатией, а Эбоси по-своему благородна.

Лейтмотивом фильма является выживание. Тема удачно вплетается в противостояние людей и леса, ведь однозначно сказать, кто прав и кто должен победить, попросту нельзя. Сюжет прямо говорит, что в битве за выживание и природа, и люди могут превратиться в чудовищ.

  

Унесённые призраками (2002)

Перерождение, взросление, пацифизм

Девочка Тихиро и её родители по дороге в свой дом случайно попадают в пустующий городок, почти целиком состоящий из ресторанов. Найдя в одном из них стол, заваленный деликатесами, родители не могут удержаться от еды, которая, оказывается, проклята — в итоге Акио и Юко превращаются в свиней. Тихиро встречает мальчика Хаку, с чьей помощью устраивается на работу в городской купальне для богов и духов, получая в этом волшебном мире новое имя Сэн. Её цель, понятно, — спасти родителей и самой не превратиться в свинью.

Главные темы в творчестве Хаяо Миядзаки. Изображение № 8.

Главные темы в творчестве Хаяо Миядзаки. Изображение № 9.

Главной темой фильма являются трансформации и перерождение. Чтобы выжить в новом для себя мире, Сэн может полагаться только на собственное трудолюбие и храбрость. Это приводит к тому, что она невольно провоцирует и наблюдает перерождение жителей волшебного города, после чего сама возвращается в реальный мир сильно изменившейся и повзрослевшей. Помимо взросления, Тихиро нужно преодолеть свой страх перед неизвестным. Как и многие героини Миядзаки, она добивается своего не силой, а через сострадание и доверие, и акцент на этом ставится серьёзный — в фильме всего одна боевая сцена.

Тема экологии представлена вечно расширяющимся водоёмом, окружающим купальню: в начале фильма это просто река, а в конце уже океан — это символизирует диссонанс между волшебным и реальным миром, который ощущает Тихиро. Природа работает, как лицо неизвестного, которое является самым большим страхом Сэн. Полёт здесь является наименее доминирующей темой (среди всех фильмов, где она присутствует), а в качестве метафоры свободы и эскапизма здесь используется идущий по поверхности воды поезд.

 

  

Рассказать друзьям
8 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются