Views Comments Previous Next Search
 Как и зачем художники калечат себя — Списки на Look At Me

Списки Как и зачем художники калечат себя

История травм в искусстве от венского акционизма до Павленского

 Как и зачем художники калечат себя. Изображение № 1.

Текст
Сергей Бабкин

Акцию художника Петра Павленского, который на выходных отрезал себе мочку уха в институте психиатрии имени Сербского, можно воспринимать как политический жест, но она совсем не нова как художественное высказывание. Современное искусство известно страстью к умерщвлению плоти — Look At Me решил напомнить, как художники калечили себя (и делали это элегантнее Павленского) и что они хотели этим сказать.

 

Марина Абрамович — «Ритм 0»

 

Чем калечили: цепи, иглы, ножницы, ножи, розы

Что изучалось: отношения между художником и зрителем

Югославская перформансистка Марина Абрамович создала ряд хрестоматийных работ, в которых она подвергала свое тело истязаниям. Среди них — «Ритм 0». Этот перформанс Абрамович провела в 1974 году. Художница разложила в галерее 72 предмета, которые могли доставить удовольствие или боль. Среди них были ножницы, скальпель и пистолет с одной пулей. Зрителям позволялось использовать любой предмет в отношении Абрамович, которая сидела рядом молча и не двигаясь. C течением времени градус напряжения нарастал, и зрители начали причинять художнице боль: ее одежду разрезали, ее кожу царапали, а кто-то даже навёл на Абрамович заряженный пистолет (но другой зритель отобрал оружие и выбросил его). С помощью перформанса, который продолжался шесть часов, Абрамович исследовала взаимоотношения между художником и зрителем, ограничения, которые налагает на нас собственное тело, и границы разума и воли.

 

Крис Бёрден — «Мертвец»
и «Транс-Фиксированный»

 Как и зачем художники калечат себя. Изображение № 2.

 

Чем калечили: гвозди и автомобили

Что изучалось: коллективные страхи, контроль над телом

Американец Крис Бёрден тоже не жалел своего тела в процессе художественного поиска. В 1972 году в рамках перформанса «Мертвец» он завернулся в мешок и лёг посреди оживлённого шоссе, поставив рядом два сигнальных огня. В какой-то момент лампы должны были потухнуть, после чего жизнь художника зависела бы только от внимательности водителей. В итоге полицейские убрали художника с дороги. В 1974 году Бёрден распял себя, прибив тело гвоздями к «Фольксвагену», то есть «народному автомобилю». Таким образом он принёс себя в жертву ради освобождения всех людей на Земле. Публичное испытание болью должно было демистифицировать образ распятия как для самого художника, так и для публики, и таким образом освободить зрителей от коллективных страхов, на которых держится общественный порядок.

 

Рудольф Шварцкоглер —
«Акция 3»

 Как и зачем художники калечат себя. Изображение № 3.

 

Чем калечили: штопор

Что изучалось: мировая скорбь

Рудольф Шварцкоглер принадлежал к активной в 1960-х группе венских акционистов, известных своими жуткими, похожими на ритуалы перформансами, в которых, помимо прочего, исследовались темы насилия. Сын врача, Шварцкоглер живо интересовался вопросами тела и боли, и серия его работ под названием «Акция» посвящена истязанию. Одна из самых пугающих — «Акция 3», во время неё голову участника обернули бинтами, приставили к голове нечто похожее на штопор и начали вкручивать его в череп до тех пор, пока на бинтах не появилась кровь. Перформанс был посвящен теме разочарования миром, который приносит человеку столько душевной и физической боли, и обыгрывал медицинские методы вроде трепанации черепа. Шварцкоглер умер в возрасте 29 лет, выпав из окна. По слухам, он пытался повторить работу Ива Кляйна «Прыжок в пустоту», фотомонтаж, в котором художник как будто прыгает со стены на мостовую.

 

Янг Чжичао — «Сажая траву»

 Как и зачем художники калечат себя. Изображение № 4.

 

Чем калечили: скальпель, растения

Что изучалось: границы человеческого тела

Китаец Янг Чжичао исследует, как в постиндустриальном технологичном мире наши тела становятся функционирующими органами общества и государства. В 2000 году он провел перформанс «Сажая траву» в Шанхайской галерее Eastlink. В спину художника хирургическим путем вживлялись небольшие растения. Перформанс проводился без анестезии. Тело человека во время акции стало границей между природой и культурой, новым организмом за пределами классификации, который даёт другим жить ценой собственных страданий.

 

Рон Эти —
«Четыре сцены трудной жизни»

 

Чем калечили: стрелы, ножи, иглы

Что изучалось: эпидемия ВИЧ

В 1994 году американец Рон Эти провел в Миннеаполисе кровавое представление «Четыре сцены трудной жизни». В четырех актах этой мистерии актер изображал пронзенного стрелами святого Себастьяна, пока сам Эти играл блаженную. Затем на теле другого актера делались порезы, а кровь из них впитывалась в бумагу, которую затем кидали в зрителей. В финале художник изображал ритуальное самоубийство, вставив большие гиподермические иглы в виде геометрической фигуры в свои руки, после чего он резал свое лицо иглой размером с нож. Местные СМИ жестко раскритиковали художника за это представление: его обвиняли в том, что он рисковал заразить зрителей ВИЧ-инфекцией и проводил перформанс за счет налогоплательщиков.

 

Бас Ян Адер —
«В поисках чудесного»

 Как и зачем художники калечат себя. Изображение № 5.

 

Чем калечили: художник пропал в океане

Что изучалось: свобода

Нидерландец Бас Ян Адер в своих перформансах то падал с крыши, то съезжал на велосипеде в амстердамский канал, но он всегда калечил себя с каким-то юмором, от которого его акции переставали быть страшными. В 1975 году он решил в одиночку переплыть Атлантику. Бас Ян Адер назвал свою работу «В поисках чудесного», сел на маленькую яхту и отправился c мыса Кейп Код в Массачусетсе в сторону Европы. Художник сбегал из Америки, страны бездушных хайвеев и фастфуда, но противоположного берега океана он так и не достиг: сломанную яхту обнаружили в 250 километрах от побережья США, а тело художника так никогда и не нашли.

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются