Views Comments Previous Next Search
Как менялись динозавры 
в кино — Списки на Look At Me

СпискиКак менялись динозавры
в кино

100 лет отношений Голливуда и палеонтологов

На прошлой неделе в прокат вышел фильм «Мир Юрского периода», четвёртая часть франшизы о фантастическом парке с клонированными динозаврами. В первый же уикенд проката он поставил рекорд по сборам, заработав больше $500 млн. Тем не менее многие критикуют фильм за нереалистичное изображение динозавров. Look At Me приводит 11 фильмов с динозаврами — и рассказывает, как в них обращались с наукой.

 

«Затерянный мир»

(1925)

Как менялись динозавры 
в кино. Изображение № 2.

 

Экранизация романа Артура Конан Дойла, первый блокбастер о динозаврах и большой хит для своего времени. Над фильмом работал пионер покадровой съёмки Уиллис О’Брайен, который использовал для изображения динозавров резиновые модели на шарнирах. Модели были основаны на палеонтологических исследованиях того времени и картинах учёного Чарльза Найта. Найт изучал скелеты, ископаемых и, используя свои знания анатомии и воображение, рисовал динозавров: по его картинам многие люди представляли динозавров всю первую половину XX века.

 

«Чудовище с глубины 20 000 саженей»

(1953)

Как менялись динозавры 
в кино. Изображение № 3.

 

Как и во многих фантастических фильмах 50-х, сюжет «Чудовища» связан с холодной войной и взрывом атомной бомбы. Ядерный тест в Арктике пробуждает замороженного там динозавра, который идёт крушить Нью-Йорк. Специально для фильма придумали несуществующий вид динозавра — рэдозавра. Анимацией занимался ученик О’Брайена Рэй Харрихаузен, а в качестве источника вдохновения он снова использовал картины Найта. Фильм породил волну фильмов о ядерных монстрах — в частности, похожий сюжет был в вышедшем через год «Годзилле».

 

«Миллион лет до нашей эры»

(1966)

Как менялись динозавры 
в кино. Изображение № 4.

 

Фильм «Миллион лет до нашей эры» известен в первую очередь благодаря актрисе Ракель Уэлч в роли пещерной женщины Лоаны. Фотография Уэлч в чём-то вроде доисторического бикини стала популярным пинап-принтом и настоящим культурным феноменом. Сам же фильм ругали за несоответствие науке и истории: в нём пещерные люди сосуществуют с динозаврами, в то время как динозавров и первых Homo sapiens в реальности разделяют 64 млн лет. Рэй Харрихаузен, который делал динозавров и здесь, сказал, что фильм создавался «не для профессоров», которые, по его мнению, «всё равно не ходят на такое кино». Тем не менее динозавры тут изображены вполне реальные и уже известные в 60-е: аллозавры, птеранодон и даже первобытная черепаха архелон.

 

«Земля, позабытая временем»

(1975)

Как менялись динозавры 
в кино. Изображение № 5.

 

Экранизация книги Эдгара Берроуза о том, как во время Первой мировой войны люди, спасшиеся после кораблекрушения, оказываются на неизведанном острове, где динозавры обитают вместе с первобытными людьми. В фильме появляются восемь видов динозавров, в том числе популярный в кино цератозавр, «рогатый ящер». То, что на острове были животные из разных эпох, сценаристы объяснили тем, что эволюция там шла не путём естественного отбора, а путём миграции, поэтому в разных частях острова живут разные существа.

 

«Последний динозавр»

(1977)

Как менялись динозавры 
в кино. Изображение № 6.

 

Японо-американский фильм в жанре токусацу, японских фильмов с большим количеством спецэффектов. Тем не менее спецэффекты в «Последнем динозавре» были уже устаревшими для того времени: многие фильмы в 70-е использовали кукол и продвинутую покадровую съёмку, здесь же динозавров играли люди в костюмах, как делали в 60-х. В фильме, например, появляется трицератопс: его изображали два человека в одном костюме. Ещё тут есть тираннозавр, чей рост всё время показан по-разному: иногда он достигает 12 метров, иногда становится ниже, хотя в начале фильма герои правильно замечают, что тираннозавр был 5 метров в высоту и 12 метров в длину.

 

«Земля до начала времён»

(1988)

Как менялись динозавры 
в кино. Изображение № 7.

 

Печальный мультфильм о молодом апатозавре Крошки-ножки, который осиротел, когда его мать убил тираннозавр. Крошки-ножки ищет Великую Долину, место, которое травоядные динозавры считают раем. По пути он встречает трицератопса Серу, паразауролофа Даки, птеродактиля Питри и стегозавра Спайка. Главный вид в мультфильме — апатозавры; в 80-е годы их ещё называли бронтозаврами, но в 2015-м выяснилось, что это отдельный вид. Создатели мультфильма активно изучали палеонтологию, посещали исторические музеи в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, а также Смитсоновский институт в Вашингтоне.

 

«Парк Юрского периода»

(1993)

Как менялись динозавры 
в кино. Изображение № 8.

 

Оригинальный «Парк Юрского периода» критики хвалили за то, как в фильме были показаны динозавры — в полном соответствии с научными данными начала 90-х. В то время большинство людей представляли динозавров как медленных холоднокровных рептилий, в фильме же они были показаны быстрыми, теплокровными существами, похожими на птиц. Впервые наличие у динозавров тёплой крови предложили в начале 60-х палеонтологи Джон Остром и Боб Бэккер. Они изучали останки дейнониха, трёхметрового хищника с острыми когтями, который прыгал и резал свою жертву, и пришли к выводу, что для столь быстрого передвижения ему была нужна тёплая кровь. Это была настоящая революция в палеонтологии — и через 30 лет авторы «Парка Юрского периода» учли эти исследования.

 

«Динотопия»

(2002)

Как менялись динозавры 
в кино. Изображение № 9.

 

«Динотопия» — мини-сериал, состоящий из трёх эпизодов и основанный на книгах Джеймса Гарни о фантастическом мире, в котором сосуществуют люди и разумные динозавры. Несмотря на то что в сериале совершается ряд грубых ошибок (например, летающий диморфодон тут показан с крыльями, хотя у него их не было), Гарни подробно изучал палеонтологию, создавая книгу в 80-х — и в сериале учтены все его идеи. Серия книг Гарни подробно проиллюстрирована самим автором. Для того чтобы изобразить динозавров как можно точнее, Гарни много консультировался с палеонтологом Майклом Бреттом-Сарманом, который показывал ему свою коллекцию ископаемых и рассказывал о новых теориях.

 

«Кинг-Конг»

(2005)

Как менялись динозавры 
в кино. Изображение № 10.

 

Кроме самого Кинг-Конга, гигантской гориллы, в фильме Питера Джексона появляются и динозавры. Как и в «Земле, позабытой временем», действие происходит на острове (он называется остров Череп), где эволюция развивалась иначе, чем на всей планете. Главный противник Кинг-Конга — вастатозавр, потомок тираннозавра, который пережил Меловой период. Дизайнеры фильма вдохновлялись работами популяризатора науки Дугала Диксона, который написал много научно-популярных (и отчасти фантастических) книг о возможных путях эволюции животных и человека в будущем, а также об альтернативных путях эволюции динозавров.

 

«Терра Нова»

(2011)

Как менялись динозавры 
в кино. Изображение № 11.

 

Провалившийся сериал, спродюсированный Стивеном Спилбергом и закрытый после первого сезона. В нём семья из мрачного будущего XXII века бежит в прошлое на 85 млн лет назад, во времена динозавров. Сериал много критиковали не только за сюжет, но в том числе и за динозавров: они были красиво нарисованы на компьютере, но появлялись очень редко, только когда это было необходимо по сюжету — и поэтому максимально не соответствовали поведению реальной экосистемы. Кроме того, создатели совершили много анатомических ошибок, дав перья не тем видам, делая слишком длинные или короткие конечности, неправильно показывая размер динозавров и так далее.

 

«Мир Юрского периода»

(2015)

Как менялись динозавры 
в кино. Изображение № 12.

 

В то время как оригинальный «Парк Юрского периода» хвалили за достоверное изображение динозавров, четвёртую часть франшизы, «Мир», за динозавров ругают. Они изображены так же, как и в 1993 году: чешуйчатые ящеры грязных цветов. Но за 22 года с выхода первого фильма палеонтология сильно продвинулась, и сейчас у нас совсем другие представления о том, как выглядят динозавры. Например, считается, что у всех динозавров были перья на разных этапах жизни: маленькие сохраняли их всю жизнь, большие сбрасывали их, вырастая до взрослого состояния. Кроме того, динозавры были гораздо более ярких цветов — эти цвета, как у птиц, играли важную роль в привлечении партнёра. Джек Хорнер, учёный, который выступал на фильме консультантом, прокомментировал это так: «Такой фильм, как „Парк юрского периода“, не сделать реалистичным» и его «задача всегда заключалась в том, чтобы динозавры выглядели настолько достоверно, насколько это возможно».

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются