Views Comments Previous Next Search
Комиксы не кино: 
Как супергерои захватывают наши экраны — Интернет на Look At Me

ИнтернетКомиксы не кино:
Как супергерои захватывают наши экраны

Как комиксы пришли в телевизор и почему они там останутся

Комиксы не кино: 
Как супергерои захватывают наши экраны. Изображение № 1.

Текст
Гриша Пророков

Эта осень должна стать началом большой экспансии сериалов по комиксам на американское телевидение. Уже на этой неделе вышли новый сезон «Агентов Щ.И.Т.» и первая серия «Готэма», в ближайшие три месяца нас ждут «Флэш», «Константин», «Стрела» и «Ходячие мертвецы» — и дальнейших планов у комиксовых компаний вроде DC, Marvel и других ещё больше. Сомнений нет: вслед за экшен-кино комиксы принялись захватывать телевизор. Look At Me рассказывает, почему это произошло и как выглядит история успеха комиксов на экранах.

 

Комиксы не кино: 
Как супергерои захватывают наши экраны. Изображение № 2.

Читайте также:

12 лучших комиксов осени

 

Комиксы всегда были привлекательны для создателей кино; две формы искусства сформировались одновременно и развивались почти параллельно, вырабатывая схожие законы и работая с одинаковыми развлекательными жанрами — от вестерна и детектива до ужасов и фантастики. На первый взгляд они вообще кажутся очень близкими: и то и другое — визуальное искусство, и там и там история чаще всего рассказывается через диалоги. Комикс и вовсе похож на раскадровку, которую используют режиссёры кино, так что велик соблазн просто взять страницу комикса и строить по ней сцены и кадры.

Комиксы не кино: 
Как супергерои захватывают наши экраны. Изображение № 3.

Фильмов по комиксам всегда было много

Первым фильмом по комиксу был вышедший в 1941 году «Приключения Капитана Марвела»

Несмотря на то что кажется, что именно сейчас фильмов по комиксам стало особенно много и каждый второй блокбастер оказывается экранизацией, это не совсем верно: их было много всегда. Как только в кино научились делать первые простые спецэффекты, стали появляться фильмы про супергероев и других героев комиксов. В XX веке вышли десятки и сотни фильмов и телесериалов про супергероев, и все основные герои — от Бэтмена и Чудо-женщины до Халка и Человека-паука — успели появиться на экранах задолго до бума 2000-х. Просто они долгое время не становились популярными.

Первые экранизации комиксов появились в 40-х годах, когда в комиксах стали популярны супергерои. Всё началось с так называемых киносериалов: это были фактически полнометражные фильмы, разбитые на несколько (скажем, 12) эпизодов, каждый из которых заканчивался клиффхэнгером. Один эпизод крутился перед фильмами в кинотеатрах на протяжении недели, за ним — следующий и так далее. Таким образом, людям хотелось раз за разом снова идти в кино, чтобы посмотреть следующий эпизод сериала и узнать, что произошло с героем. Первым супергеройским киносериалом (и, соответственно, первым появлением супергероя на киноэкране) были «Приключения Капитана Марвела», с персонажем издательства Fawcett Comics, которое потом купили DC Comics.

Киносериалы на долгое время задали довольно нелепый тон экранизациям комиксов: это были дешёвые, кустарные и глуповатые фильмы; где-то ещё лет тридцать (вплоть до конца 70-х) фильмы по комиксам отличались дурацкими костюмами, смешными драками и надписями «бам!», «пау!» и «зап!», периодически появлявшимися на экране. Проблема была ещё в том, что комиксы на самом деле были достоянием достаточно узкого круга читателей. Да, это была большая индустрия, но её масштабы были несравнимы с индустрией кино. Комиксы были интересны гикам, стеснительным подросткам и прочим «непопулярным» личностям — долгое время читать комиксы было стыдным даже в США. Так что никто не мог позволить себе снять комиксовый фильм или сериал с большим бюджетом — а без него нельзя было правдоподобно показать, как герой летает, стреляет лазерами из глаз или ползает по стенам.

Комиксы не кино: 
Как супергерои захватывают наши экраны. Изображение № 4.

Долгое время фильмы по комиксам были очень дешёвые

Производство «Супермена» Ричарда Доннера обошлось в 55 миллионов долларов

Всё изменилось в 1978 году, когда вышел «Супермен» Ричарда Доннера. «Супермен» был первым по-настоящему дорогим супергеройским фильмом. Его производство обошлось в 55 миллионов долларов — в пять раз больше, например, чем бюджет вышедшего примерно в то же время четвертого эпизода «Звёздных войн». Продюсер Илья Салкнид приобрёл права на фильм о Супермене ещё в 1974 году, а затем провёл несколько лет в поисках режиссёра, сценария и главного актёра. «Супермен» стоил потраченного времени, он оказался революцией — это был внятный, красивый и захватывающий фильм по комиксам, и, что немаловажно, с хорошими спецэффектами: Супермен в нём очень убедительно летал. То, что Салкнид не побоялся снять дорогой фильм именно про Супермена — очень логично; в конце концов, это самый известный, самый знаковый и самый популярный американский супергерой.

После этого Голливуду понадобилось 20 лет, чтобы супергеройские и комиксовые фильмы стали вездесущими и популярными. «Супермен» в итоге привёл к совсем другой волне: вместе с вышедшими в конце 1980-х «Звёздными войнами» полнометражным «Звёздным путём» и «Близкими контактами третьей степени» он запустил бум научно-фантастического кино.

От фильма про супергероев-мутантов, управляющих погодой и стреляющих лазерами из глаз, никто не ждал ничего особенного —
а он стал безумно популярным

 

10 лет спустя после «Супермена» Доннера режиссёр Тим Бёртон снял своего «Бэтмена» — тоже важная веха в истории кино по комиксам, до сих пор многими считающийся эталонным супергеройский фильм. Бёртон, в кино интересующийся в первую очередь всем визуальным, от костюмов и декораций до цветов, подошёл к экранизации комиксов буквально, попытавшись перенести комиксовую эстетику напрямую на экран.  Бэтмен у него вышел каменной горгульей, а его противник Джокер — карикатурой. Как ни парадоксально, фильм за это одновременно и любят, и ненавидят.

Но самое главное произошло в 2000 году. Студия 20th Century Fox пригласила для съемок фильмов «Люди Икс» режиссёра Брайана Сингера, до того снимавшего камерные драмы и триллеры. От фильма про супергероев-мутантов, управляющих погодой и стреляющих лазерами из глаз, никто не ждал ничего особенного — а он стал безумно популярным и собрал 300 миллионов долларов, в четыре раза больше своего первоначального бюджета. Так родилась новая эпоха: в голове у голливудских авторов и продюсеров что-то щёлкнуло и они начали производить фильмы по комиксам по несколько штук в год, только оттачивая мастерство исполнения. Что было дальше, все знают: «Человек-паук», «Железный человек», «Мстители» и другие главные блокбастеры последних десяти лет.

 

Бюджеты и сборы 10 супергеройских фильмов

 

«Супермен»

год: 1978 бюджет: $55 млн, сборы: $300 млн

«Бэтмен»

год: 1989 бюджет: $48 млн, сборы: $411 млн

«Люди Икс»

год: 2000 бюджет: $75 млн, сборы: $296 млн

«Человек-паук»

год: 2002 бюджет: $140 млн, сборы: $821 млн

«Тёмный рыцарь»

год: 2008 бюджет: $185 млн, сборы: $1 млрд

«Железный человек»

год: 2008 бюджет: $140 млн, сборы: $585 млн

«Новый Человек-паук»

год: 2012 бюджет: $230 млн, сборы: $757 млн

«Мстители»

год: 2012 бюджет: $220 млн, сборы: $1,5 млрд

 

«Железный человек 3»

год: 2013 бюджет: $200 млн, сборы: $1,2 млрд

 

 

 

 

 

 

 

 

Страница комикса мешала режиссёрам

Почему именно супергеройские фильмы (а вместе с ними и вообще фильмы по комиксам) стали такими популярными — сложный вопрос; об этом Look At Me уже писал. Если вкратце: архетип героя — это вообще популярная идея в массовом искусстве последних веков; они были особенно нужны в XX веке и ещё больше нужны в XXI — сейчас у человечества толком нет мифологии, традиций, мы теряем религию, и людям не за чем следовать. Остаётся восхвалять человеческий дух: герои для этого идеально подходят, а супергерои — самое примитивное, наивное, простое и понятное воплощение героя.

Комиксы не кино: 
Как супергерои захватывают наши экраны. Изображение № 5.

Но почему деятелям культуры понадобилось почти 100 лет, чтобы научиться снимать много хороших фильмов по комиксам, и почему они стали сильно лучше за последние 10 лет? Если сравнить, скажем, тех же первых «Людей Икс» и «Мстителей» — разница колоссальная.

Несмотря на то что комиксы похожи на раскадровку и вообще на кино, от фильмов их отделяет одна ключевая особенность — ритм

Дело, как мы написали в самом начале, в первоисточнике. Комиксы сбивают режиссёров с толку своей визуальностью. В них как бы делается половина работы над кино: можно не придумывать мизансцены или отдельные кадры, костюмы и цвета, а просто взять их со страницы. В середине 2000-х экранизации комиксов порой доходили до абсурда в копировании: скажем, в «Городе грехов» или «Хранителях» (даже несмотря на то что вторые достаточно вольно обошлись с первоисточником) некоторые кадры из комиксов были пересняты один в один — и это сослужило фильмам недобрую службу, они становились невнятные и пустые. Иногда авторы брали не конкретные кадры страницы, а пытались скопировать комиксовую эстетику в цветах, ритме диалогов и прочем, примерно как Тим Бёртон (например, Энг Ли в «Халке»); это тоже ничем хорошим не кончалось — отсюда появилось ужасное слово «кинокомикс», обозначающее что-то глянцевое и примитивное.

Трейлер «Тёмного рыцаря» Кристофера Нолана

 

Несмотря на то что комиксы похожи на раскадровку и вообще на кино, от фильмов их отделяет одна ключевая особенность — ритм. И ровно поэтому экранизировать их напрямую — плохая идея. Комикс — в каком-то смысле интерактивный вид искусства; человек сам решает, с какой скоростью ему скользить по странице, на каких кадрах останавливаться и так далее. Это даёт комиксам гибкий ритм, кино же берёт зрителя за руку и ведёт его по истории в равномерном темпе, не оставляя никакого выбора. Это на самом деле очень важная разница: именно из-за этого при попытке перенести комикс на экран без изменений ничего не работает. В первую очередь голливудским режиссёрам понадобилось 10 лет именно на это: чтобы понять, что из комикса стоит брать персонажей, истории, мир, но снимать всё по законам кино. Если брать все лучшие примеры фильмов по комиксам из конца 2000-х, то очевидно, что они сняты в собственном ритме: вспомните «Тёмного рыцаря» или «Мстителей». Как только фильмы по комиксам перестали стараться быть «комиксовыми», они стали хорошим кино.

Комиксы не кино: 
Как супергерои захватывают наши экраны. Изображение № 7.

За фильмами пришли сериалы

Поэтому нет никаких сомнений, что на сериалах комиксовые сюжеты скажутся только положительно. Комиксовые сериалы (которые, напомним, появились ещё в 40-х годах) долгое время страдали той же самой проблемой, что и большое кино по комиксам: они слишком усердно старались соответствовать первоисточникам; можно вспомнить «Смолвиль» или даже «Героев», сериал, полный супергеройских клише. Теперь, как показывают уже появившиеся «Стрела», «Ходячие мертвецы» и «Агенты Щ.И.Т.», режиссёры сериалов пришли к тому же, что и кино: надо концентрироваться на киноприёмах и киноисториях, а от комиксов лишь отталкиваться.

Трейлер переиздания сериала про Бэтмена 60-х годов

 

Но зачем вообще нужны сериалы по комиксам? Что они дают, разве не лучше придумывать оригинальные идеи? Две простые вещи (первая из которых относится и к большому кино). Во-первых, новые идеи придумывать не так уж и просто, а библиотека комиксов — это огромный запас уже проверенных и местами блестящих историй, сюжетных ходов и персонажей: «Ходячие мертвецы» так хороши не в последнюю очередь из-за того, что всё самое главное в сериале уже придумал сценарист Роберт Кёркман, на протяжении десяти лет придумывая свой комикс. Во-вторых, в комиксах раньше самих сериалов научились делать сериалы. Современные сериалы начались в середине 2000-х с приходом «Лоста», а в комиксах все основные сериальные приёмы использовались десятки лет. Длинные сюжетные арки, клиффхэнгеры, введение новых персонажей и убийство старых, даже преждевременная, но достойная концовка — со всем этим сценаристы комиксов много раз сталкивались. Так что экранизировать комиксы на телевидении очень логично — особенно если не смотреть на страницы как на раскадровки.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.