Views Comments Previous Next Search
Почему свободный обмен информацией под угрозой — Интернет на Look At Me

ИнтернетПочему свободный обмен информацией под угрозой

Не всё бесплатное может быть безопасным

Каждую неделю Look At Me публикует перевод одной статьи англоязычного издания Hopes&Fears, входящего в издательский дом Look At Media. Сегодняшний текст — о противоречиях между теми, кто размещает бесплатный контент в интернете,
и интересами корпораций.

Почему свободный обмен информацией под угрозой. Изображение № 1.

Текст
Ретт Джонс

Почему свободный обмен информацией под угрозой. Изображение № 2.

Как попадают в тюрьму,
копируя бесплатный код

 

В июле 2009 года программист Сергей Алейников прилетел в город Ньюарк штата Нью-Джерси, где устроился на работу. На выходе из аэропорта Алейникова задержало ФБР. Позднее его обвинили в краже коммерческих секретов и перевозке украденного имущества. Бывший работодатель Алейникова Goldman Sachs сообщил ФБР, что Алейников якобы украл компьютерный код, который позволял ему манипулировать биржевой торговлей. Алейников утверждал, что скопировал только код с открытыми исходниками. Хотя он разместил его на серверах Goldman Sachs, программист никак не использовал его в их системах: он просто хотел сохранить код на будущее. Из-за того, что программирование — вещь запутанная, невиновность Алейникова было сложно доказать. В итоге суд приговорил его к восьми годам тюремного заключения.

Эта печальная история показывает, насколько может быть опасно размещать, забирать, изменять и использовать бесплатный контент в интернете. Алейников стал жертвой системы правосудия и крупной компании, которая либо до конца не понимала, что именно он сделал, либо хотела устроить показное разбирательство, чтобы объяснить будущим сотрудникам, почему не стоит копировать данные с её серверов. Позже с Алейникова сняли обвинения и освободили по апелляции. Но с тех пор стало ясно, что из-за корпораций утопический мир, в котором можно было делиться информацией по интернету бесплатно, перестал быть таковым.

   

Условно-бесплатные/бесплатные программы

(shareware/freeware) — программы, распространяемые бесплатно или с ограничениями, которые можно снять за деньги. Характерный пример — архиватор WinZip.

   

Открытый исходный код

(open source) — код, которым разработчик программы делится бесплатно. Другие разработчики могут изменять этот код. Хотя это помогает улучшать код, идея, стоящая за таким подходом, несколько утопична.

 

 

Love Child

Отрывки из документального фильма Love Child, где изучают зависимость от онлайн-игр и её последствия. Александр Портер, один из создателей набора инструментов DepthKit, сфотографировал в Южной Корее различные интернет-кафе и другие места, где собираются игроманы. DepthKit использовали для обработки некоторых сцен в фильме

 

 

В чём разница между shareware
и open source

 

«Условно-бесплатные программы и открытый исходный код — понятия, связанные друг с другом, но по сути совершенно разные. Условно-бесплатная программа — это обычно уже скомпилированная программа, которую можно распространять бесплатно, без отчислений. Классические примеры — WinZip или демо-версии игр. Обычно можно заплатить за версию с расширенным функционалом, но в основе shareware всегда была идея, что программы должны быть бесплатными.

Открытый исходный код — это совсем другое. Речь идёт о самом коде, а не о программе, которая на нём основана. Когда у вас есть доступ к коду, вы можете не только свободно его распространять, но и изменять, наращивать и использовать его части в своих программах. Это не просто утопия, в которой информация должна быть бесплатной: есть устоявшиеся правила, как лучше делиться исходным кодом, можно ли использовать его в коммерческих целях и как должны распространяться продукты, созданные на его основе.

Джеймс Джордж

художник, разработчик DepthKit

Почему свободный обмен информацией под угрозой. Изображение № 3.

 

 

Клип Эминема на песню Rap God

Сначала работы, созданные с помощью DepthKit, оставались незамеченными. Всё изменил клип Эминема, авторы которого использовали DepthKit. Также его использовала группа Liars в клипе The Exact Color of Doubt.

 

 

Последние несколько лет я работал над проектом, который мы называем DepthKit. Это набор инструментов, который позволяет использовать для съёмки фильмов камеры с датчиком глубины. Проще говоря, вы можете использовать Microsoft Kinect как видеокамеру, чтобы ваши друзья выглядели как цифровые 3D-персонажи. DepthKit распространяется условно-бесплатно, и его исходный код открыт: иначе говоря, мы даём скачать программу, свободно пользоваться ею, а также посмотреть, как она устроена. Лицензия MIT License, которую мы используем, почти ни в чём не ограничивает пользователей, а потому наш инструмент используют в коммерческих целях. Яркие примеры — клип Rap God Эминема, снятый Ричардом Ли, и портрет Кронос-квартета на сайте The New York Times.

Я рад, что DepthKit используют профессионалы и что с помощью него создают видео, которые смотрят миллионы. Я и коллеги всегда исходили из того, что DepthKit будут использовать в коммерческих целях, так как мы тоже создаём с помощью него коммерческие работы. Но всегда существовала одна трудность, которая указывает на разницу между условно-бесплатными программами и открытым исходным кодом. В 99,9% случаев люди просто скачивают DepthKit как условно-бесплатную программу и никогда не смотрят на код. Так, конечно, проще его использовать, но тем самым мы лишаемся одного из ключевых преимуществ программы с открытым исходным кодом — улучшений, которые вносят пользователи. Обычно люди, которые берут исходный код, улучшают его, и потом эти улучшения попадают в первоначальный код. В этом и сила сообщества open source: в нём очень много людей, и каждый делится результатами своего труда. А вот shareware — это улица с односторонним движением. Хотя DepthKit многие используют, мы почти не получаем улучшений со стороны, которые бы позволили развивать инструмент».

   

Linux — самый известный
и распространённый проект
с открытым исходным кодом.

Эту операционную систему, созданную на основе краудсорсинга, в разных целях используют технологические компании по всему миру. По данным на 2010 год, 60% хостинг-серверов используют Linux. Эту операционную систему часто называют «опорой интернета». Код, лежащий в основе Linux, применяют в смартфонах, игровых приставках, домашних кинотеатрах, космических путешествиях и много ещё где. Многие из этих технологий не появились бы или появились бы гораздо позже, если бы не труд тысяч людей, распространяемый бесплатно.

Почему свободный обмен информацией под угрозой. Изображение № 4.

Преимущества и недостатки открытого исходного кода

 

«Вы можете потерять контроль над тем, что создали, когда пускаете программу в открытое плавание. Так, первой работой, сделанной с помощью публичной версии DepthKit, была эротика. Сначала меня это расстроило, но позже, когда появилось много других применений, эта работа осталась одной из самых необычных. Правда, меня раздражает, когда DepthKit используют в работах, которые плохо исполнены технически и не показывают истинных возможностей инструмента. Но нам с этим ничего не поделать.

Корпорации могут помочь вам. Вот, например, как с Microsoft и их Kinect. То, что наш инструмент получился из полулегального хака, который позволял использовать на PC устройство, предназначенное для Xbox, уже в прошлом. Сейчас Microsoft помогает нам с DepthKit, мы сотрудничаем с разработчиками Kinect и Microsoft Research — более того, одно время я набирался там опыта. Так что мы плотно общаемся с ними.

Вашим трудом могут воспользоваться не так, как вы предполагали. Если вы пишете код с отрытыми исходниками и не хотите, чтобы кто-нибудь на нём зарабатывал, выберите лицензию вроде GPL, которая предполагает, что люди должны распространять код по тому же принципу, что и вы. Другое дело, что код могут использовать для разных целей. Все лицензии, которые относят к open source, защищают вашу интеллектуальную собственность, а не ваш вкус. Вы ничего не сможете поделать, если Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) начнёт использовать ваш код для интерфейсов беспилотников или если кто-нибудь использует ваш набор инструментов для того, чтобы снять снафф-фильм. В лучшем случае вы сможете дать создателям знать, что вам это не нравится».

   

В ноябре 2014 года многие пользователи Flickr возмутились,

когда сервис хостинга изображений начал продавать их работы, размещённые по лицензии Creative Commons. Хотя лицензия даёт Flickr право использовать изображения так, как они захотят, этот поступок восприняли не лучшим образом. В декабре Flickr отказался от продажи работ пользователей, но последствия скандала ещё только предстоит осознать. Дело не только в том, что многие пользователи перестанут доверять Flickr. В будущем люди могут начать c меньшей охотой пользоваться лицензией Creative Commons, и интернет лишится прекрасного источника бесплатных изображений.

Почему свободный обмен информацией под угрозой. Изображение № 5.

Программы с открытым исходным кодом
для цифровых художников

 

  Классическое shareware-произведение Скотта Дрейвса Electric Sheep. «Вы скачиваете скринсейвер, который подсоединяет вас к серверу и использует ваш компьютер для того, чтобы создавать всё более красивые и красивые фракталы. Hастоящий олдскул-арт», — описывает его Джордж.

  На основе Processing Toolkit такие художники, как Кейси Рис, создали огромное количество потрясающих работ. А ведь это ещё и отличный инструмент.

  Среда OpenFrameworks, созданная Заком Либерманом, облегчает программистам творческий процесс. Собирая вместе много полезных библиотек, она избавляет программистов от технических трудностей и позволяет им сосредоточиться на создании визуально богатых и ярких проектов.

   

фотографии via Andreia CostaJoão AfonsoARTIVA DESIGN

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются