Views Comments Previous Next Search
Личного не существует: Почему пора попрощаться с секретами
 — Мнение на Look At Me

МнениеЛичного не существует: Почему пора попрощаться с секретами

Что поп-культура рассказывает о слежке, паранойе и будущем

Личного не существует: Почему пора попрощаться с секретами
. Изображение № 1.

Текст
Гриша Пророков

Две недели назад вышла видеоигра Watch Dogs, которую публика ждала последние два года. Её действие происходит в Чикаго будущего, где всем управляет компьютерная система ctOS, а сюжет построен вокруг глобальной слежки и взлома личных данных людей. Это одна из самых популярных тем в поп-культуре последнего времени; Look At Me пытается разобраться, насколько паранойя в культуре связана с реальностью — и стоит ли нам опасаться за свои личные данные.

Личного не существует: Почему пора попрощаться с секретами
. Изображение № 2.

Поп-культура то ли питает панику, то ли рассказывает правду; впрочем, понять, где кончается паранойя, а где начинаются разумные опасения — невозможно.

 

   

 

 

«Шелтон, Антуан. Носитель ВИЧ. Возраст: 32. Род занятий: мотомеханик. Доход: $25 000». Вся эта информация о мужчине, проходящем мимо по улице, отображается на экране смартфона. Его лицо было опознано камерами — и вместе с этим система выдала множество дополнительных сведений; я долго смотрю в экран, вчитываясь в набор данных, составляющих человеческую жизнь — и мне становится не по себе, заглядывать в чужую жизнь неприятно. Через несколько часов, когда таких прохожих будет ещё несколько десятков, я привыкаю.

за первую неделю после выхода Watch Dogs продалась количеством более четырех миллионов копий; это своеобразный рекорд для компании Ubisoft — и, скорее всего, обеспечивает игре продолжение; Watch Dogs активно рекламировалась на протяжении двух лет, но кроме этого продажи показывают интерес людей к историям про слежку, взлом и паранойю.

Всё это происходит внутри Watch Dogs, новой игры от французской компании Ubisoft, чего-то вроде с GTA с героем-хакером, способным взломать всё вокруг себя. Главный герой — Эйден Пирс — хакер (точнее, тут он называется «фиксером», но суть примерно та же самая), зарабатывающий деньги разными нечестными способами; после одного дела у Пирса гибнет племянница, и он превращается в трагического героя. Сюжет игры, завязанный на глобальной слежке, взломе личных данных и вообще технопаранойе, разворачивается в Чикаго в недалёком будущем. Городом управляет ctOS — операционная система, контролирующая всё, от банкоматов до светофоров; повсюду расставлены камеры. Пирс способен взламывать эту систему и в прямом смысле управлять миром вокруг себя, в том числе получать любую личную информацию о прохожих, читать смс и подслушивать телефонные разговоры.

Watch Dogs продолжает тренд, появившийся в поп-культуре после того, как Эдвард Сноуден раскрыл слежку АНБ, а люди стали думать о безопасности своих личных тайн с распространением в мире смартфонов и соцсетей. Игра République, сериал Person of Interest, даже второй «Капитан Америка» — все эти и другие произведения последнего времени так или иначе говорят о слежке, вторжении в частное и опасности технологий. Поп-культура то ли питает панику, то ли рассказывает правду; впрочем, понять, где кончается паранойя, а где начинаются разумные опасения, невозможно.

   

Трейлер Wath Dogs, представленый еще в 2013-м на E3

 

Использование интернета по всему миру выросло в 8 раз за последние десять лет. Смартфонов с GPS, у которых можно определить местоположение пользователя, стало в 12 раз больше. Рынок систем видеонаблюдения, которыми пользуются как правительства, так и частные компании, к 2016-му году должен вырасти в 6 раз по сравнению с последними пятью годами (и эффективность камер наблюдения в снижении преступности уже доказана). Мы живём в мире, в котором оцифровывается и записывается почти вся информация, и с каждым годом это происходит только больше. Поп-культура обращает наше внимание на это; но есть ли повод опасаться, что кто-то узнает все ваши секреты?

«Чем больше гаджетов вокруг нас, тем меньше внимания мы уделяем их безопасности» — предупреждает Виталий Камлюк, ведущий антивирусный эксперт Лаборатории Касперского». Но мы часто переоцениваем собственную значимость. «Киберпреступникам и спецслужбам практически во всех случаях не интересна чья-то личная информация. Одни воруют деньги, другие занимаются поиском опасных для государства личностей и предотвращением серьёзных преступлений. Информация о вашей личной жизни не будет нигде востребована, если она не связана с вашим кошельком или вы не являетесь опасным преступником». Но само ощущение наблюдения за нами кем-то незнакомым может вызывать мощный дискомфорт.

Watch Dogs, впрочем, почти что случайно наводит на совсем другие мысли. Игра как будто не может определиться, хочет ли она быть острым социальным комментарием или, наоборот, историей про крутого хакера, которому позволено всё. Пирс довольно быстро начинает вызывать неприязнь: одержимый и беспринципный контрол-фрик, позволяющий себе читать чужие СМС, красть машины, следить с помощью скрытых камер за людьми в их собственных домах, красть деньги с банковских счетов — и всё ради одной фантомной цели. Игра предполагает минимальную свободу выбора, но паттерны поведения в Watch Dogs у всех игроков похожие.

Личного не существует: Почему пора попрощаться с секретами
. Изображение № 3.

Уже сейчас отдельные атаки, описанные в игре, стали реальностью, и со временем их будет ещё больше

 

   

 

 

В итоге все люди вокруг начинают казаться просто набором данных, и ты начинаешь вести себя не очень хорошо. Это просто видеоигра, и люди в ней не настоящие, но в том, что доступ к чужим секретам может превратить нас в беспринципных ублюдков, есть доля правды: мы любим чужие секреты и рады их узнать, особенно если нам за это ничего не будет. Иначе приложение Secret не было бы таким популярным. Даже если хакерам интересны только ваши деньги, это не значит, что им не будет интересно почитать ваши смс, — вот о чём говорит игра.

за звание города с самым большим количеством камер наблюдения с Чикаго соревнуется Лондон. Всего в Великобритании приходится одна камера на улице на каждые 32 человека.

Действие Watch Dogs неспроста происходит в Чикаго. Система массовой слежки и контроля, описанная в игре, весьма близка к реальности. На улицах настоящего Чикаго висят тысячи полицейских камер, и их работа максимально автоматизирована. «Проникновение компьютеров в жизнь уже не остановить, — считает Камлюк. — Мы доверяем многие задачи машинам, которые не умеют думать, оценивать ситуацию и принимать решения, отличные от инструкции. Безусловно, это несёт риски, в том числе и для жизни людей. Чрезмерная и непродуманная автоматизация ведёт к потере контроля, который может быть в один день обретён злоумышленником и использован в собственных целях. Уже сейчас отдельные атаки, описанные в игре, стали реальностью, и со временем их будет ещё больше».

Чикагские камеры записывают терабайты видеофайлов с происходящим на улицах — эти файлы анализируют компьютеры; легко можно представить, что в недалёком будущем компьютер вроде ctOS будет управлять светофорами, поездами и всем остальным на улицах города. В теории доступ к этим файлам может получить кто угодно: «Текущие способы использования компьютера человеком не позволяют создать систему, защищённую от любых атак. Мир компьютерных технологий постоянно меняется, и люди зависят от этих перемен. Такая изменчивость технологий – основа прогресса, но вместе с ней приходят критические ошибки, уязвимости и новые возможности для компьютерных атак».

Личного не существует: Почему пора попрощаться с секретами
. Изображение № 4.

По включённому в вашем телефоне GPS вас могут найти правительство и спецслужбы — а значит, при желании, кто-нибудь ещё.

 

   

 

 

«Личного больше не существует» — заявил Марк Цукерберг четыре года назад. С тех пор мы повсюду оставляем цифровые следы, сообщая миру всё о себе. Например, единожды включив определение локации в твиттере, вы с каждой записью будете рассказывать, где находитесь. По включенному в вашем телефоне GPS вас могут найти правительство и спецслужбы — а значит, при желании, кто-нибудь ещё.

38.7% опрошенных сотрудниками американской компании DAA в прошлом году назвали «хищение персональных данных» главной опасностью в интернете.

В первой половине Watch Dogs есть момент, когда ты находишь одну девушку с помощью её записей в соцсетях; узнаешь, где она живет, а также всю нужную информацию, чтобы завести с ней разговор. Подобный сценарий легко можно представить в реальности — и умение обезопасить себя от подобного должно быть чем-то базовым. Камлюк считает: «Компьютерная безопасность уже является «грамотой» в современном мире, но от знания правил дорожного движения её отличает необязательность. Людям не надо сдавать экзамен и получать лицензию на управление компьютером, в отличие от транспортного средства. Безопасность устройств в значительной степени зависит от грамотности и бдительности самого пользователя».

Но зачем нужно личное в XXI веке? Этим вопросом поп-культура не задаётся. République, Person of Interest, «Капитан Америка», Watch Dogs говорят о вещах, которые попали в общественное поле зрения совсем недавно, но уже становятся серьезными проблемами. Все эти произведения смотрят на слежку и распространение личной информации человека исключительно негативно. Но вот вопрос — если отбросить банковские счета, номера кредитных карт и прочую информацию, которую можно использовать нам во вред, почему мы вообще заботимся о секретах и личном? Не пришло ли время избавиться от всего этого?

Личного не существует: Почему пора попрощаться с секретами
. Изображение № 5.

К тому времени, когда вся наша информация окончательно оцифруется, мы изменим свое отношение к личному, частному и интимному.

 

   

 

 

«Вопрос о личном и публичном — вопрос антропологический, — считает психолог Юлия Емельянчик. — Природа человека двойственна, и её элементами являются эго как внутренняя система и образ как внешняя репрезентация данной системы. Часто они друг другу не соответствуют. В нашу эпоху справедливо говорить и о том, что появился второй тип образа, т.е. внешней репрезентации, а именно виртуальное альтер-эго, своего рода эрзац. Человеку всегда хочется в идеале соответствовать своему внешнему образу, и, когда существует риск угрозы целостности этого эрзаца, внутриличностная тревожность сильно возрастает. Страх перед неизведанным — это перетекающий невротический симптом общества; в наше время этим неизведанным является безопасность нашей личной информации. Отсюда берутся паранойяльные (не в клиническом смысле) настроения. Самое здоровое отношение к подобного рода настроениям — стремление к снижению собственного уровня тревожности».

«Не могу сказать, что приватность может значить для современного человека, — говорит Джонатан Морин, креативный директор Watch Dogs. — Всё очень сильно изменилось. Что мы раньше считали ужасным, теперь является общепринятым. Мы открываем людям всё больше — и я в том числе. Так ли это важно? Не знаю».

Говоря проще, Watch Dogs упускают одно: скорее всего, к тому времени, когда вся наша информация окончательно оцифруется, мы изменим свое отношение к личному, частному и интимному. Люди будут проще относиться к секретам. Пропадающий через несколько часов игры шок от того, что тебе доступны чужие тайны, о котором я говорил в начале, — это не результат того, что жизни людей вокруг просто начинают казаться набором данных; наоборот, это осознание того, что в секретах нет ничего такого ценного или страшного.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются