Views Comments Previous Next Search
Почему билет 
на «Марсианина» — это 
билет в космос — Мнение на Look At Me

МнениеПочему билет
на «Марсианина» — это
билет в космос

Мем-вирус, который заражает человечество

На этой неделе в прокат выходит «Марсианин» — новый фильм Ридли Скотта, экранизация одноимённой книги Энди Вейера об астронавте, которого забыли на Марсе и которому приходится там выживать. Судя по отзывам критиков, фильм ждёт популярность и он будет главным научно-фантастическим кино 2015-го. Look At Me рассказывает, как «Марсианин» распространяет среди человечества мечту о космосе.

В прошлом году, когда вышел фильм «Интерстеллар» (мы о нём, если помните, писали), многие защищали его таким аргументом: этот фильм нельзя критиковать, потому что он служит на пользу человечества — и вдохновит нас на покорение космоса. Логика в этой мысли есть: фильмы вроде «Интерстеллара» действительно вдохновляют. Самые важные, заразительные и зачастую непрактичные идеи человечества распространяются именно так — при помощи культуры. Мы сажаем передаём их друг другу, как вирус.

На этой неделе (почти год спустя после «Интерстеллара») выходит «Марсианин», в чём-то похожий фильм: это грандиозное, масштабное кино о космосе, которое доносит ту же идею — нужно мечтать и лететь в космос, только делает это лучше. Можно сказать, что именно «Марсианин» заставит нас всё-таки послать человека на Марс.

Почему билет 
на «Марсианина» — это 
билет в космос. Изображение № 3.

«Марсианин» — экранизация книги Энди Вейера, фантаста-любителя, неожиданно ставшего автором международного бестселлера. Вейер публиковал роман по главам у себя на сайте, потом, по просьбе читателей, сделал версию для Kindle — и она попала в топ Amazon. Сначала на него обратило внимание книжное издательство Crown и заключило с Вейером контракт, а потом права на экранизацию купила 20th Century Fox. Официально книга вышла в 2013-м, и вот, всего два года спустя выходит фильм.

Сюжет «Марсианина» (и книги, и фильма) легко описывается как «Робинзон Крузо в космосе»: это история о человеке, который потерялся на Марсе. В недалёком будущем NASA отправляет регулярные экспедиции на Марс. Третья из них, «Арес 3», сталкивается с песчаной бурей и улетает раньше запланированного времени — и забывает одного из членов экипажа, Марка Уотни, посчитав его погибшим. Уотни на самом деле жив и остаётся на Марсе один — и делает всё, чтобы выжить. У него есть жилой модуль, запасы провизии, техника, всё то, что экипаж корабля взял с собой, чтобы жить на планете 30 дней. Уотни, по его расчётам, нужно провести на Марсе четыре года.

По профессии Вейер — программист, но в то же время он горячий поклонник науки. За основу он взял миссию Mars Direct, предложенную ещё в 1990 году. Вейер попытался сделать книгу настолько технологически и научно точной, насколько можно: поэтому он изучал орбитальную механику, условия жизни на Марсе, историю полётов в космос, а также ботанику. Сценарист фильма Дрю Годдар постоянно советовался с Вейером, звонил ему и спрашивал, могут ли существовать те или иные технологии. Учёные из NASA посчитали, что фильм тоже вышел достаточно реалистичным. Даже популяризатор науки Нил ДеГрасс Тайсон, который часто пишет о науке в кино, написал, что «Марсианин» правдив во всём, что должно быть правдивым.

Главная неточность в фильме,
на которую указывают многие учёные, — песчаная буря в самом начале. Атмосфера на планете разреженная, поэтому, несмотря на то, что ветер на Марсе достигает скорости 160 км/ч, эффекта от такого ветра нет. Он не поднимает в воздух камни, не может пошатнуть космический корабль и даже не собьёт с ног человека.

 

Благодаря достоверности и захватывающему сюжету «Марсианин» отлично работает как распространитель мемов. Не в смысле смешных картинок из интернета, а в смысле единиц культурной информации — символов, образов, идей. Концепцию мема предложил эволюционный биолог Ричард Докинз в 1976 году в своей книге «Эгоистичный ген». Он сказал, что культурная информация состоит из мемов так же, как биологическая информация состоит из генов. Мемы тоже подвержены естественному отбору, мутации и селекции. В конце концов из идей Докинза появилась новая научная дисциплина, меметика. Мем может быть чем угодно: мелодией, устойчивым выражением, каким-нибудь модным элементом одежды или даже архитектурным решением.

Мем, который разносит «Марсианин», сложно обозначить одним словом; скажем так, это мечта о космосе. Фильм — набор идей, образов, символов, которые соединяются в одну мысль о том, что человечеству просто необходимо стремиться в космос — чтобы остаться человечеством, не потерять что-то важное.

«Марсианин» безупречно выполнит свою функцию: мало кто выйдет из зала без убеждения, что людям нужно исследовать космос. В массовом кино работает правило «показывай, а не рассказывай»: лучше всего идеи передаются с экрана, если показывать их через образы и действия, а не описывать словами. «Марсианин» отчасти производственная драма: в фильме много технических подробностей, моментов, когда Марк Уотни решает простые, бытовые проблемы. Разбирается с провизией, энергией, налаживает связь с Землёй и так далее. Эти бытовые подробности работают на передачу идеи: например, в первой половине фильма Уотни высаживает на Марсе картошку, чтобы прокормить себя. Через некоторое время появляются первые ростки, над которыми герой склоняется, — и этот визуальный образ воздействует сильнее любого монолога.

 

Почему на Марсе нельзя выжить

 

  Главная проблема, которую Вейер почти опустил в романе (а точнее, решил максимально неправдоподобно), — радиация в космосе и на самой планете. Это одна из причин, почему мы до сих пор не летим на Марс: нет достаточно лёгких материалов, защищающих от длительного воздействия радиации. Если хотите выжить на Марсе, вам придётся с этим справиться.

  Если вы окажетесь на поверхности Марса без скафандра, вы замёрзнете, задохнётесь и умрёте. В атмосфере там почти нет кислорода, она на 95% состоит из диоксида углерода. У NASA есть экспериментальная технология MOXIE, которая должна добывать из марсианского воздуха сначала кислород, а потом, добавив в него водород, получить воду. Так что для воздуха и воды вам понадобится такое устройство.

  С едой всё ещё сложнее: марсианская почва неплодородна, так что вырастить что-нибудь, как у героя фильма, у вас вряд ли получится. Лучше брать с собой запас еды. Хотя эксперименты с растениями в космосе проводятся: например, в 2014 году астронавты вырастили на Международной космической станции съедобный салат.

  Вейер хотел написать оптимистичную книгу, так что не подвергал своего героя психологическим испытаниям, но, если вы действительно окажетесь на Марсе в одиночестве, вас ждут серьёзные психологические испытания. Скорее всего, вы сойдёте с ума.

 

 

Сюжет фильма острый и прямой, как стрела, — и поэтому тоже бьёт точно в цель. Почти как «Безумный Макс» этой весной, «Марсианин» работает лучше прочих блокбастеров, потому что это простая, прямолинейная история. По большому счёту тут есть один герой, одна цель и сильнейшая мотивация — выжить, и всё. Никакого нагромождения персонажей и линий. Ещё это пример экранизации, которая лучше первоисточника. Ридли Скотт — блестящий рассказчик, но ему нужна история, которую он может рассказать. Сам он их не сочиняет: Скотт не написал ни одного сценария для своих фильмов — кроме дебютной короткометражки «Мальчик и велосипед», которую он снял в студенческие годы. При этом кино — более эффективный способ рассказывания историй. В том, как истории рассказываются в книгах, есть красота, этим можно наслаждаться, но кино доставляет сообщение более сжато и точно.

Как отмечает рецензент на сайте io9, «Марсианин» — идеальный триллер. В прямом смысле слова thrill — то есть это фильм, который постоянно держит в напряжении. Зрителям всегда интересно смотреть за историей выживания, потому что в ней для героя самые большие ставки и при этом меньше всего возможностей. «Марсианин» превращает решение проблем в захватывающую поездку на американских горках: каждая мелочь щекочет нервы. Как отмечал Пит Доктер из Pixar, мы лучше запоминаем что-то, если у нас с этим связаны сильные эмоции.

 

 

 

 

 

В современном мире космические полёты завязаны на несколько крупных агентств, а этим агентствам нужно финансирование от правительств. Чтобы оправдывать потраченные деньги, им важно, чтобы в глазах людей полёты в космос были чем-то важным и значительным. У NASA в реальности блестящий маркетинг: они умеют подать новости о воде на Марсе или фото Плутона так, чтобы они заинтересовали всех. На эту тему фильм тоже высказывается: директор NASA в фильме Тедди Сандерс (настоящего, если что, зовут Чарльз Болден) много говорит о том, как NASA должны выглядеть, и спасение Уотни в фильме отчасти нужно для того, чтобы последующие миссии на Марс не были отменены.

 

У эффективности «Марсианина», конечно, есть тёмная сторона. Можно сказать, что этот фильм — одна большая реклама или даже пропаганда NASA. Агентство часто сотрудничает с кино, но их вклад в «Марсианина» был поистине колоссальным. NASA общались с Вейером, когда он выпустил книгу, они помогали писать сценарий, консультировали съёмочную группу по вопросам науки и технологий и даже помогали с маркетингом фильма.

В конце прошлого года мы писали о том, что космос вернулся в кино и в поп-культуру. С реальными полётами в космос всё не так просто (посылать в него людей становится всё более бессмысленно), поэтому мечта ищет воплощение в культуре. «Марсианин» — это апофеоз этого возвращения, логичное продолжение «Интерстеллара» и «Гравитации». Это фильм о реальной миссии, о ближайшем рубеже в космосе, который у нас есть — Марсе.

Кроме мема-мечты фильм запускает идею о том, что всё достижимо. Исследование Солнечной системы реально, просто нужен труд и творческое мышление. Марк Уотни может спастись с Марса, значит, ближайшие поколения могут туда долететь. Эта идея и дальше будет распространяться в культуре, и мы услышим и увидим её в ближайшее время ещё много раз, но в этом нет ничего плохого.

Меметика считает, что мемы выживают так:

  Мему нужен хозяин, который будет его помнить и передавать другим.

  Организмы могут передавать мемы вертикально (от родителя ребёнку, как гены) и горизонтально (как вирус).

  Мемы размножаются от одной нервной системы к другой через коммуникацию или имитацию.

  Имитация — это, например, повторение поведения, которое вы увидели у другого человека.

  Коммуникация может производиться через неживой объект, например, книгу или запись музыки.

 

Рассказать друзьям
14 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются