Views Comments Previous Next Search
Почему Гонконг — новое место силы современного искусства — Интервью на Look At Me

ИнтервьюПочему Гонконг — новое место силы современного искусства

Куратор Art Basel в Гонконге Юко Хасегава рассказывает о том, почему этот город притягивает галеристов и художников со всего мира

На этой неделе открывается Art Basel — одна из самых известных ярмарок современного искусства. В Базеле ярмарка проходит с 1970-го года, но ее филиалы продолжают появляться по всему миру: в 2002 года существует Art Basel Miami Beach, а в конце мая первая ярмарка прошла в Гонконге. Помимо произведений, которые привезли галереи со всего мира, на Art Basel Hong Kong были показаны огромные инсталляции музейного качества. Их выбрала Юко Хасегава — куратор Museum of contemporary Art Tokyo (MOT) и биеннале в Шардже. Look At Me поговорил с Юко о том, что волнует современных азиатских художников и почему Гонконг станет новой столицей современного искусства.  

  

Почему Гонконг — новое место силы современного искусства. Изображение № 2.

Юко Хасегава

куратор Art Basel Hong Kong

 

Почему Art Basel и другие европейские компании, связанные с искусством, открывают в Гонконге свои представительства?

Гонконг становится важным центром современного искусства — сюда приезжают многие китайские коллекционеры с материка, а также профессионалы арт-мира со всего азиатско-тихоокеанского региона и даже из Австралии. В Гонконге экономика быстро развивается, и вместе с ней растет и арт-сообщество. Кроме того, здесь существует большой интерес к современному искусству. Также стоит учитывать, что Гонконг — это свободная экономическая зона, что стимулирует инвесторов и галеристов. В этот город намного легче привезти произведения искусства, купить что-то или продать. Шанхай и Пекин не могут пока стать арт-центрами, потому что на материковом Китае действует много ограничений на импорт и экспорт, и налоги там значительно выше, чем в Гонконге. Само месторасположениее города очень удобно — это центр юго-восточной Азии. Так что Гонконг — это отличное место для ярмарки современного искусства. Здесь пока мало знаменитых художников и дизайнеров, но галерей здесь действительно много.

Как вы думаете, могут ли такие проекты, как Art Basel, изменить жизнь города?

Гонконг уже меняется. Скоро здесь появится большой район современного искусства West Kowloon Cultural District, который будет построен примерно к 2018 году. Там откроется музей M+. Однако пока здесь нет инфраструктуры, и люди не привыкли ходить в музеи и смотреть на современное искусство. Именно поэтому ярмарки в Гонконге так популярны — это хорошая возможность увидеть работы современных художников. Я учитывала эту функцию местных ярмарок, когда готовила проект для Art Basel. Он называется Encounters: я выбрала большие инсталляции, которые скорее можно увидеть в музее или в другой арт-институции, чем на ярмарке, где на своих стендах галереи показывают совсем другое искусство. Такие произведения могут дать понять зрителям, что такое современное искусство сегодня. Это хорошее “вступление”, мой проект рассчитан в первую очередь на обычных людей.

Почему Гонконг — новое место силы современного искусства. Изображение № 3.

Почему Гонконг — новое место силы современного искусства. Изображение № 4.

Почему Гонконг — новое место силы современного искусства. Изображение № 5.

 

Сейчас приходит новое поколение азиатских художников, которых можно назвать гражданами мира.

 

Не могли бы вы рассказать о новом музее?

Да, я являюсь членом совета этого музея. Он будет называться M+. “Плюс” означает то, что мы постараемся сделать музей, который будет отличается от других. Он будет открыт для публики настолько, насколько это возможно. Мы хотим предоставить людям различные возможности знакомства с искусством. C членами совета мы много обсуждаем контент, и уже решено, что экспозиция будущего музея будет состоять из четырех элементов: искусства, дизайна, видео и популярной культуры. Мы хотим показывать все это.

Массимилиано Джони тоже включил произведения популярной культуры в основной проект Венецианской биеннале...

Это не новая тенденция: в последние годы кураторы организовывали много междисциплинарных выставок, потому что современное искусство пытается взаимодействовать с различными областями знаний — это то, с чем мы должны считаться. В MOT мы тоже экспериментируем с выставками — например, приглашаем музыкантов и архитекторов в качестве сокураторов или делаем выставки о взаимодействии искусства и дизайна. Все творческие люди всегда ищут новые теории, новую методологию.

Как вы выбирали художников для проекта Encounters?

Мне кажется, что Гонконг — это город, в котором восток встречается с западом. Именно поэтому я пригласила художников, творчество которых находится на стыке двух культур. В выставке участвуют азиатские авторы, которые учились в Европе, или западные художники, которые используют азиатские мотивы. Например, Флавио Фавелли сделал инсталляцию China Purple (на фото выше), вдохновленную детскими воспоминаниями: он вырос в буржуазной семье, в которой любили мебель в стиле шинуазри — из нее и состоит инсталляция. Еще один пример такого смешения культур — это работа шотландской художницы Сьюзан Филипс (Susan Philipsz). Ее отец вырос в Бирме и всегда рассказывал Саре истории о жизни в этой стране — и я решила выбрать ее работу, в которой художница поет кельтскую песню вместе с ним. Так как мой проект рассчитан на широкую публику, я старалась выбирать интерактивные работы, с которыми зрителю было бы интересно взаимодействовать.

Почему Гонконг — новое место силы современного искусства. Изображение № 6.

Стенд гонконгской Osage Gallery на Art Basel   Hong Kong

Какие тенденции в азиатском искусстве вы могли бы выделить?

Очень сложно подвести итог в коротком комментарии, но я могу сказать, что сейчас приходит новое поколение, представителей которого можно назвать гражданами мира. Они учатся на Западе, изучают там язык современного искусства, возвращаются обратно и пытаются рассказать этим новым языком о повседневной жизни, о социальных и политических проблемах. Часто работы художников из Азии не отличить от произведений западных авторов. Единственное отличие — это тематика. Некоторые художники, напротив, не хотят терять идентичность и используют традиционные техники: каллиграфию, вышивку и т.п. На мой взгляд, это две главные тенденции. Также большое влияние на искусство сейчас оказывает азиатская поп-культура, которая тоже является частью повседневности, — например, анимация.

Вы много работали в Японии — как отличается арт-мир этой страны от китайского?

У нас разное отношение к современному искусству. Китай — это очень большая страна, и здесь люди только начинают интересоваться современным искусством, строить новые музеи. Правда, в Китае есть очень много колекционеров — бизнесменов, которые покупают искусство для вложения денег. Но профессионалов пока не хватает: для M+ нам нужно будет найти и обучить весь персонал. Сейчас в Китае очень динамичная ситуация, но никто не знает, что происходит и чего ожидать. Уровень художников растет — они, на мой взгляд, даже слишком умны. Освоив западную методолгию, им удалось не потерять свою идентичность. Азиатские художники и кураторы ищут свой дискурс - и этот процесс еще не завершен. 

 

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются