Views Comments Previous Next Search
Дизайнеры «Яндекс.Браузера» о том, как не мешать людям — Интервью на Look At Me

ИнтервьюДизайнеры «Яндекс.Браузера» о том, как не мешать людям

«Наша идея в том, чтобы браузера не было вообще»

Дизайнеры «Яндекс.Браузера» о том, как не мешать людям. Изображение № 1.

интервью
Олег Акбаров

Дизайнеры «Яндекс.Браузера» о том, как не мешать людям. Изображение № 2.

фотографии
Олег Бородин

На прошлой неделе «Яндекс» представил новую версию своего браузера со смелым и необычным интерфейсом. Look At Me встретился с дизайнером Геннадием Лохтиным и арт-директором Константином Горским и спросил их о целях редизайна, конкурентах и реакции комьюнити.

Дизайнеры «Яндекс.Браузера» о том, как не мешать людям. Изображение № 3.

Читайте также:

Арт-директор и дизайнер «Яндекс.Браузера» рассказывают о его новой версии

Дизайнеры «Яндекс.Браузера» о том, как не мешать людям. Изображение № 4.

Первая версия тем не менее оказалась похожа на все остальные, но после двух лет мы продвинулись в понимании того, как должен выглядеть браузер без дизайна

 

   

 

На фото сверху Геннадий Лохтин и Константин Горский

Почему человеку, у которого уже есть Chrome и Safari, нужно скачать браузер от «Яндекса»?

Геннадий Лохтин: Мы хотим избавить пользователей от всех ненужных слоёв, от всех ненужных настроек и кнопок. Есть красивый и хороший интернет, сайты имеют свои собственные интерфейсы. И браузер — это такая штука, которая нависает над сайтами.

Константин Горский: Когда в 2012 году мне предложили заняться браузером, я подумал, что это провал — что можно с ним сделать? В браузере — если дизайна нет, то как раз всё хорошо. Но когда я начал работать, оказалось, что задача сложнее и глубже, чем на первый взгляд кажется, и в ней очень много работы для дизайнера. Первая версия тем не менее оказалась похожа на все остальные, но после двух лет мы продвинулись в понимании того, как должен выглядеть браузер без дизайна.

Геннадий Лохтин: Нас часто сравнивают с Safari — визуально сходство действительно есть, однако в Safari «прозрачность» — это оформительский приём. Наша идея не в том, чтобы браузер был красивым, идея в том, чтобы его не было вообще. Он становится второстепенным, а сайты выходят на первый план. Около года мы прорабатывали дизайн, в последние полгода перешли в активную фазу, а чуть меньше полугода назад началась разработка. Это, разумеется, только начало — мы презентуем не финальный продукт, а направление нашей работы.

Сколько человек в команде «Браузера»?

Константин Горский: Дизайнеров — шесть человек, а если принимать в расчёт продуктовую команду, разработчиков, тестировщиков, то около сотни. Сложно сказать, много это или мало. По меркам браузерной индустрии мы маленький стартапик, потому что, например, Chrome разрабатывают около тысячи человек. Мы очень плотно взаимодействуем с разными командами внутри компании, например, с командами Почты, Карт и, конечно, Поиска. В каком-то смысле браузер — это интерфейс к Поиску.

Сложно ли было внутри компании продать такой смелый концепт? 

Константин Горский: Сначала мы сделали крошечную презентацию из нескольких экранов и анимаций и показывали её лично каждому члену продуктовой команды. Нам говорили: «Да, круто, а теперь давайте работать». Так прошёл месяц, потом постепенно критическая масса «опылённых» этой идеей выросла, и где-то месяца через два продуктовая команда созрела. Они стали задавать нам вопросы и в конечном счёте поверили в эту штуку. А дальнейшая презентация на всю компанию — это было дело техники. Мы понимали, что не получится сегодня нарисовать, а завтра начать делать, но это оказалось на пользу концепции, которая развилась в процессе общения с большим количеством умных людей.

Дизайнеры «Яндекс.Браузера» о том, как не мешать людям. Изображение № 5.

 

 Расскажите о роли комьюнити в разработке Браузера.

Константин Горский: Нам в этом смысле повезло — когда ты работаешь с продуктом, у которого большое количество пользователей, то у тебя много каналов, через которые можно получать информацию из «внешнего мира». Если на странице «ВКонтакте» кто-то пишет отзыв, то с ним связываются люди, которые мониторят блоги, — человек при этом обычно пугается, хотя это просто поиск, в котором каждый человек может найти любую запись. Все важные и информативные сигналы команда блог-мониторинга пересылает нам, и мы почти каждый день получаем отзывы из Facebook, «ВКонтакте» и Twitter. Часто пишут «Срочно переделайте, а то уйду от вас в Google» и думают, что это магическая фраза сразу заставит нас бросить всё и сделать так, как человек просит. Конечно же, это не так.

Кроме того, в «Яндексе» есть своя внутренняя социальная сеть, с клубами по сервисам, и любой желающий может написать любое мнение по любому вопросу. Это самый простой способ закинуть баг-репорт коллегам. Большой плюс такого подхода — возможность физически дойти до человека, который оставил репорт. Ещё первую версию нового Браузера мы сделали такой, что её можно было открыть только в «Яндексе», и раздали её сотрудникам. Посмотрели на их реакцию.

 Держали ли вы в голове целевую аудиторию?

Геннадий Лохтин: Версию, которую мы выпустили, почему-то воспринимают как продукт для гиков или для дизайнеров. На самом деле это не совсем верно: крупные шрифты, понятные логотипы, красивые фоновые картинки — всё это делает продукт простым. Мы пытаемся убрать следы технологий, чтобы не было видно длинных url-адресов. Наше «Табло» — штука, которая автоматически подбирает наиболее часто используемые сайты. Нашей целью было сделать браузер для себя, сделать его понятным и простым, а потом собрать вокруг себя лояльную аудиторию.

На презентации вы упомянули про API для разработчиков: какие возможности он открывает?

Геннадий Лохтин: Сейчас у нас есть панели сверху, где находятся какие-то контролы управления окном, и снизу, где находятся вкладки. Они нужны, но мы захотели сделать их «прозрачными» и действительно незаметными. Мы разработали алгоритм, который умеет красиво «отражать» и «продолжать» сайты, делая эту панель действительно незаметной. Но у каждого сайта есть возможность избавиться от них полностью. Идеальный пример — наши «Карты», где сайт занимает сто процентов окна, а контролы «лежат» поверх. Таким образом, разработчики имеют возможность самостоятельно распоряжаться верхней панелью: продолжить интерфейс или избавиться от него вообще, с тем чтобы выглядеть как красивый плакат. Для этого нужно дописать всего одну строчку кода.

Мы считаем, что браузер — это операционная система для интернета: в любой ОС есть док с иконками, который и в Windows, и в Mac расположены внизу

 

Какая фича альфы вызвала наибольшее недовольство?

Геннадий Лохтин: Люди говорят, что вкладки внизу — это непривычно. Мы это понимаем, но после того, как поживёшь с ними какое-то время, быстро пропадает привычка искать их вверху. Для нас это открытый вопрос сейчас. А во всём остальном сильной неприязни мы не получили.

Константин Горский: Мы считаем, что браузер — это операционная система для интернета: в любой ОС есть док с иконками, который и в Windows, и в Mac расположены внизу. Плюс это довольно естественно: в нашей культуре мы читаем слева направо и сверху вниз, поэтому, дойдя до конца страницы, ты можешь переключиться на следующую вкладку, это логично. У нас даже был эксперимент с табами, которые не отображались вообще, пока ты не пролистаешь всю страницу до конца.

Станут ли браузеры полноценной ОС?

Константин Горский: Если говорить про десктоп, то есть такая тенденция, что приложения «переезжают» в браузер. Раньше мы общались в мессенджерах, у всех стоял ICQ, сейчас все переписываются в Facebook...

Геннадий Лохтин: Раньше все скачивали фильмы и смотрели их с помощью Windows Media Player, а сейчас ты смотришь кино в браузере. Office online работает гораздо лучше, чем его стабильная десктопная версия. Тем не менее пока люди пользуются нативными приложениями, поэтому мы думаем, что браузер должен быть операционной системой только для интернета.

Расскажите о том, как строится дизайн-процесс у команды «Браузера».

Константин Горский: Каждый дизайнер «Браузера» имеет свою зону ответственности. При этом моя задача как арт-директора сделать так, чтобы все обсудили всё между собой. Как только кто-то из дизайнеров заканчивает что-то, мы собираемся вместе и обсуждаем это. При этом автор должен объяснить, что и почему он сделал, и ответить на все возражения. Всё происходит командным обсуждением. И это никакой не компромисс — мы не идём на уступки друг другу, просто чтобы принять решение побыстрее.

Дизайнеры «Яндекс.Браузера» о том, как не мешать людям. Изображение № 6.

 

Как вы тестируете принятые решения?

Константин Горский: Чтобы что-то понять об интерфейсе браузера, в нём надо «пожить». Сделать сборку и начать им пользоваться: отвечать на письма, читать Facebook и Look At Me.

 А какими инструментами прототипирования вы пользуетесь?

Константин Горский: Политика компании такова, что можно пользоваться всем, чем хочешь, — чем удобно, тем и пользуйся.

Геннадий Лохтин: Для дизайнеров всё начинается с графического редактора, потом идут какие-то инструменты прототипирования. Наши веб-дизайнеры делают многие макеты веб-интерфейсов в HTML и CSS. Но с браузером это несколько сложнее — там C++, в который сложновато лезть, по крайней мере, дизайнерам. На этот случай у нас есть два разработчика, которые принимают идеи дизайнеров, написанные на салфетках и даже описанные на словах, и стараются максимально быстро сделать какую-то работающую версию. 

У нас нет позиций стажёров — мы берём на работу только состоявшихся специалистов
с хорошим портфолио

 

А что вы порекомендовали бы изучать тем, кто только учится и хочет стать дизайнером в «Яндексе»?

Геннадий Лохтин: Рома Воронежский, наш бывший коллега, как-то в ответ на вопрос о том, какую профессиональную литературу читать дизайнеру, посоветовал читать «Капитанскую дочку». Ведь дизайн он — про здравый смысл. А вообще, люди, которые приходят в «Яндекс», очень многому учатся здесь.

Константин Горский: Чтобы не вводить никого в заблуждение, я  уточню, что у нас нет позиций стажёров — мы берём на работу только состоявшихся специалистов с хорошим портфолио. Уже на старте мы даём тестовое задание, в котором смотрим на то, чтобы оно было сделано не только аккуратно и чисто, но также присутствовала какая-то интересная идея. Когда Гена говорит, что учатся «внутри», он имеет в виду дальнейшее развитие. Если вопрос о том, что делать начинающему дизайнеру в принципе, то все, кто сейчас у нас работают, учились на практике: делали сайты и интерфейсы, занимались самообразованием. Поэтому совет в том, чтобы просто делать.

Есть набор каких-то книжек, которые все советуют, в интерфейсах это — Купер, Раскин, Тафти, Норман. Интересующемуся человеку не составит труда найти этот список. И добавить туда что-то интересное от себя сложно. Мне как-то в списке литературы от Барбанеля попалась на глаза книжка Павла Флоренского «Иконостас» — казалось бы, какое отношение она имеет к дизайну?! Ещё и религиозная, страшно подумать. Но оказалось, что это одна из самых крутых книг по дизайну, потому что иконостас в некотором смысле — это интерфейс между миром духовным и миром реальным. Там эта идея глубоко развивается с философской точки зрения. Я очень много из неё почерпнул.

Рассказать друзьям
12 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются