Views Comments Previous Next Search
Создатель «Ведьмака» о романах Сапковского, ролевых играх и киберпанке — Интервью на Look At Me

ИнтервьюСоздатель «Ведьмака» о романах Сапковского, ролевых играх и киберпанке

Как соревноваться с западными корпорациями из Польши

Сегодня выходит The Witcher 3: Wild Hunt, заключительная часть игровой серии по мотивам фэнтези-романов польского писателя Анджея Сапковского. Игру сделала студия CD Projekt RED, одна из крупнейших в Восточной Европе. Только предзаказов игры набрался 1 млн — это редкий случай, когда медиапродукт такого масштаба делает восточноевропейская компания. Look At Me поговорил с одним из основателей студии Марчином Ивинским о польских играх, литературе и бесплатном контенте.

 

The Witcher 3: Wild Hunt

Windows, PlayStation 4, Xbox One

1199 рублей

Когда президент США Барак Обама
ездил в Польшу в 2011 году, премьер страны подарил ему копию The Witcher 2

CD Projekt RED — польская игровая студия, дочерняя компания большого холдинга CD Projekt Investment. Они — одни из самых успешных разработчиков в Польше: небольшая студия за несколько лет выросла в компанию, способную конкурировать с американскими и западноевропейскими корпорациями. Первую часть The Witcher, выпущенную в 2007 году, CD Projekt RED делала, рассчитывая в первую очередь на восточноевропейский рынок, и выпустила её только на персональных компьютерах. Игра оказалась успешной, и вторую часть портировали уже на Xbox 360. Третью ждали во всём мире: например, пользователи сайта GameSpot назвали её самой ожидаемой игрой 2015 года.

Серия The Witcher основана на фэнтези-романах польского писателя Анджея Сапковского. В основе мира игр лежит славянская мифология; главный герой — ведьмак Геральт, который охотится за чудовищами, представляющими угрозу для жизни людей. The Witcher 3 — игра с огромным открытым миром и нелинейным повествованием. Сайт Eurogamer, например, уже отметил, что The Witcher 3 можно назвать одним из лучших примеров world building в игровой индустрии.

 

 Теперь, когда вы выпустили уже три игры по «Ведьмаку» — как вам кажется, насколько сложно адаптировать книги в видеоигры? Сложнее ли так работать игровым сценаристам? Есть ли у синтеза литературы и видеоигр потенциал?

Марчин Ивинский

один из основателей студии CD Projekt RED

Создатель «Ведьмака» о романах Сапковского, ролевых играх и киберпанке. Изображение № 2.

Наши игры — не адаптации книг Сапковского. Мы взяли мир, описанный им в романах и рассказах, и написали свою собственную историю. Если бы мы попытались адаптировать книги, уверен, было бы гораздо труднее, потому что нас неизбежно сравнивали бы с оригиналом. История первой игры начинается там, где кончается сага из пяти книг. С самого начала наши сценаристы писали историю для ролевой игры, и в этом есть свои плюсы, потому что сценарий можно подстроить под медиа. Что работает в книгах, не всегда работает в играх, и наоборот. Что же до того, как литература адаптируется к играм — можно вспомнить Game of Thrones от Telltale Games. Игра основана на сериале HBO, поэтому получается настоящая смесь медиа: из книги в сериал, а потом в игру.

 CD Projekt RED — уникальная студия. Вы работаете в Восточной Европе, но конкурируете с большими американскими компаниями, которые делают крупнобюджетные игры. У вас всегда были такие амбиции?

Когда мы начали работу над The Witcher, мы сразу целились на весь мир. Анджей Сапковский придумал огромный и живой мир — так что и игра должна была быть ему под стать, нельзя было сделать что-то маленькое или несовершенное. Поэтому игру по «Ведьмаку» нужно было продавать по всему миру: чтобы был шанс вернуть потраченные на неё деньги. Тем не менее мы были скромны и даже не мечтали конкурировать с большими компаниями. Помню нашу первую выставку E3, когда компания BioWare, чью технологию мы лицензировали для игры, позвали нас на свой стенд и дали нам шанс показать The Witcher разным большим западным изданиям. Тогда нам было важно, чтобы игру упомянули в одном ряду с большими RPG вроде серий Gothic и The Elder Scrolls. Но мы добились даже большего: получили несколько призов, попали в несколько номинаций, так что с каждой E3 мы поднимали планку и становились амбициознее.

Создатель «Ведьмака» о романах Сапковского, ролевых играх и киберпанке. Изображение № 3.

В Польше есть множество игровых разработчиков. Остальные восточноевропейские студии делают в основном мобильные и браузерные игры, в Польше же делают настоящие блокбастеры. Как так произошло?

Хороший вопрос, на который у меня нет точного ответа. Я очень горд и рад, что в Польше делают так много хороших игр. Отчасти это связано с тем, что у нас есть несколько отличных технологических университетов с IT-факультетами, стало больше толковых гейм-дизайнеров. Нередко эти люди — самоучки, которые уже успели научиться азам в заграничных студиях. В Польше негде учиться гейм-дизайну, поэтому поработать за границей — единственный путь для талантливого гейм-дизайнера. Зато потом, когда в одну компанию попадают талантливые программисты и талантливые гейм-дизайнеры, появляется шанс сделать отличную игру. Добавьте к этому ещё предпринимательский дух, которым славится наша нация, — и вы получите хороший продукт. Надеюсь, всё будет продолжаться так же, и игровая индустрия станет важной частью нашей экономики.

 В новом The Witcher почти нет экранов загрузки. Почему для вас это важно? Вы пытаетесь сделать погружение в игру как можно более естественным?

В первой части серии каждый раз, когда игрок заходил внутрь какого-нибудь здания, появлялся загрузочный экран, и это занимало... эммм.. некоторое время. (Смеётся.) Открытый мир требует, чтобы всё происходило предельно плавно, без запинок. Игрок получает полную свободу, он может исследовать мир как хочет, и, чем меньше препятствий, тем лучше. А загрузка — это самое заметное и надоедливое препятствие.

Кроме того, мы работаем над тем, чтобы начать игру было как можно проще. Быстро понять управление, боевую систему, сюжет — всё это есть в прологе третьей части. Игра выходит на нескольких платформах сразу: на ПК, Playstation 4, Xbox One. Компьютерные игроки — более хардкорные, им нужна высокая сложность, консольные игроки же более требовательные, они быстро бросают игру, если не получают того, чего хотят. Тем не менее мы не будем ничего упрощать. В игру легко начать играть, но там есть чему научиться.

Создатель «Ведьмака» о романах Сапковского, ролевых играх и киберпанке. Изображение № 13.

 

 Почему вы решили выпустить 16 бесплатных дополнений вместе с игрой? Это интересное маркетинговое решение.

У героя The Witcher 3 растёт борода
по ходу прохождения игры. Борода главного персонажа меняется по мере того, как он передвигается из локации в локацию и идёт игровое время. Эту опцию можно отключить с помощью одного из бесплатных дополнений

Это наш способ сказать «спасибо, что купили нашу игру, мы благодарны вам, мы у вас в долгу». Стоит добавить, что эти 16 дополнений будут предоставляться с любой версией игры, вне зависимости от платформы или издания, на консолях, PC, в цифровой или розничной версии. Да, конечно, мы надеемся, что такой подход привлечёт больше покупателей, и, хотя были кое-какие конспирологические теории по этому поводу, у нас нет никакого тайного плана. (Смеётся.) Я читаю форумы с улыбкой на лице. Даже когда ты отдаёшь что-нибудь бесплатно, всегда найдутся люди, которые подозревают что-то неладное. Мне пришлось сдерживаться, чтобы не оставлять комментарии вроде: «Друзья, всё бесплатно, так что какой тут может быть зловещий план?»

Конечно, есть причина, почему геймеры относятся с подозрением, когда компания отдаёт им что-нибудь бесплатно, без микроплатежей или другого хитрого способа заставить игрока платить. Я не хочу обобщать, но всё больше и больше компаний жертвуют здравым смыслом в пользу выгоды, руководствуясь бизнес-моделями, а не интересами игроков. Этими дополнениями мы хотим показать, что бизнес можно вести иначе.

Не думайте, мы не занимаемся благотворительностью и не отдаём игру бесплатно, но, когда кто-то покупает нашу игру, разве не стоит сказать «спасибо» и сделать небольшой подарок? Разве это так трудно? Мне хотелось бы, чтобы другие компании последовали нашему примеру. Я сам геймер, и мне хочется, чтобы меня поощряли, хотя бы чем-нибудь маленьким. Чем-нибудь, что сделало бы игру ещё лучше и показало бы, что издатель ценит мою поддержку.

 Ролевые игры — особенный жанр; он начинался, как электронная версия настольных игр. Но сегодня видеоигры далеко ушли от настольных, так что RPG мутирует. Сейчас RPG мешают с другими жанрами, стратегией, экшеном. Думаете, он будет меняться? Или мы вернёмся к старым, классическим ролевым играм?

Ролевые игры постоянно эволюционируют, и сейчас их больше, чем когда-либо. Особенно благодаря цифровой дистрибуции. Теперь авторы могут экспериментировать — и появляются разные мутации и вариации RPG. Я рад, что некоторые идут по классическому пути — возьмите Divinity: Original Sin, Wasteland 2 или Pillars of Eternity. Ещё есть маленькие, экспериментальные варианты на мобильных платформах: например, Dungelot, которая лично меня зацепила надолго, или Kingturn. Наконец, давайте вспомним менее очевидные игры, которые некоторым людям не кажутся RPG вовсе, вроде GTA или Red Dead Redemption. Я считаю, что это представители того же жанра.

Идеальная RPG — это та, в которую ты погружаешься настолько, что не замечаешь никаких цифр, показателей или механических элементов игры. Неважно, фэнтези это, современный мир или научная фантастика. Если вы развиваете персонажа, прокачиваетесь, принимаете участие в истории — это RPG.

 

 

5 заметных игр, сделанных
за последние годы в Польше

 Dead Island

Создатель «Ведьмака» о романах Сапковского, ролевых играх и киберпанке. Изображение № 22.

 Dying Light

Создатель «Ведьмака» о романах Сапковского, ролевых играх и киберпанке. Изображение № 23.

 This War of Mine

Создатель «Ведьмака» о романах Сапковского, ролевых играх и киберпанке. Изображение № 24.

 Bulletstorm

Создатель «Ведьмака» о романах Сапковского, ролевых играх и киберпанке. Изображение № 25.

 The Vanishing of Ethan Carter

Создатель «Ведьмака» о романах Сапковского, ролевых играх и киберпанке. Изображение № 26.

 

 

 The Witcher 3 станет последней игрой серии. После этого вы планируете выпустить Cyberpunk 2077. Конечно, такое сложно предугадать, но как вы думаете, она разрастётся до таких же масштабов, как и The Witcher — станет серией, над которой вы будете работать несколько лет?

Мы сможем судить о популярности бренда только тогда, когда Cyberpunk 2077 выйдет. Сейчас мы видим, что Cyberpunk (Серия настольных ролевых игр от дизайнера Майка Пондсмита. — Прим. ред.) хорошо известна на Западе, особенно в США. С The Witcher всё было по-другому. Добиться того, чтобы The Witcher стало узнаваемым именем на Западе, было непросто, мы начинали с нуля. В Восточной Европе «Ведьмак» известен благодаря книгам, а на западе — особенно в США и Великобритании — книги вышли одновременно с игрой, так что создать узнаваемый бренд было трудно. Игру Cyberpunk создал Майк Пондсмит, и её знают миллионы игроков. И давайте не забывать киберпанковую литературу Филипа Дика или Уильяма Гибсона, или голливудское кино, скажем, «Бегущего по лезвию». Тут совсем другая картина, так что начинать будет проще. Говоря в терминах RPG, мы получаем +10 к харизме, но каким бы ни был бонус от узнаваемости, всё равно всё крутится вокруг самой игры. Насколько хорошей, захватывающей, интересной она будет.

 За всю историю вышло мало хороших киберпанк-игр. Серия Deus Ex, оригинальный Syndicate, System Shock 2 — и ещё несколько, пожалуй. Получается, видеоигры и киберпанк не слишком хорошо сочетаются. Как думаете, почему так?

Зависит от того, что вы называете киберпанком. Например, Syndicate отличается от мира System Shock, но обе считаются представителями жанра. То же самое можно сказать об идеях Пондсмита и Гибсона. Многие игры берут элементы из киберпанка: корпорации, взбунтовавшиеся ИИ, хакинг и так далее. Так же, как есть разные варианты научной фантастики, есть разные варианты киберпанка.

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются