Views Comments Previous Next Search
Как корпорации убивают 
и спасают стартапы — Индустрия на Look At Me

ИндустрияКак корпорации убивают
и спасают стартапы

Почему радуются и огорчаются преданные пользователи

Со стороны кажется, что Кевин Систром из Instagram или Ян Кум из WhatsApp могут купаться в золоте и целыми днями пить шампанское. На самом деле после сделки с большой компанией в жизни стартапа начинается всё самое интересное — огромные возможности, скандалы с пользователями или угроза закрытия. Look At Me собрал самые популярные сценарии.

 

Сценарий 1: Стартап купили ради команды

Как корпорации убивают 
и спасают стартапы. Изображение № 2.

Facebook купила Teehan+Lax

Цена: Неизвестно

Год: 2015

Было

Канадское дизайн-бюро Teehan+Lax известно тем, что работает со стартапами. К ним в своё время обращались Medium и Readability. Коллеги уважали бюро не столько за качественную работу, сколько за просветительскую, почти волонтёрскую деятельность: неглупый блог, проект «Лаборатории» и бесплатные PSD-файлы с элементами интерфейса iPhone. С момента основания в 2002 году Teehan+Lax стремились к эффективному дизайну и потому противостояли большим и безликим агентствам с бюрократией и тягой к украшательству. Именно поэтому названием агентства стало не очередное громкое слово, а имена его сооснователей.

   

Стало

В январе 2014 года о своём уходе из Teehan+Lax объявили два ключевых сотрудника: директор «Лабораторий» и один из партнёров. До этого руководство компании отклоняло предложение о покупке, но тогда серьёзно задумалось о будущем дизайн-бюро. Развиваться экспансивно мешал фирменный личный подход к клиентам; отказываться от принципов было глупо. Facebook обратилась с предложением о покупке в самый подходящий момент, и в начале 2015 года сооснователи Teehan+Lax и ключевые сотрудники стали частью дизайн-команды социальной сети. «Нас заинтересовали те возможности, которые нам предложили в Facebook. Проще говоря, мы хотели создавать дизайн для миллиарда людей по всему миру», — написали сооснователи Teehan+Lax в прощальном сообщении на сайте. Бюро закрылось, и остальные его сотрудники потеряли работу.

 

Сценарий 2: Стартап спасли от закрытия

Как корпорации убивают 
и спасают стартапы. Изображение № 3.

Google купила YouTube

Цена: $ 1,65 млрд

Год: 2006

Было

На момент покупки YouTube существовал уже 1,5 года и стал самым популярным видеосайтом в интернете. Однако будущее стартапа серьёзно осложняли владельцы авторских прав. Эксперты сомневались, что компании удастся одновременно поощрять создателей контента и избегать судебных исков. «Я не вижу никаких доказательств того, что YouTube решит проблемы с авторскими правами. Покупка этого сервиса не имеет смысла. Это сильная платформа, которой всё ещё предстоит найти хоть сколько-нибудь устойчивую бизнес-модель», — говорил Financial Times аналитик компании Gartner Аллен Вайнер.

   

Стало

После покупки видеосервиса CEO Google Эрик Шмидт встретился с крупнейшими поставщиками контента для YouTube (в том числе CBS, Viacom, Time Warner и многими другими) и предложил им выгодные условия для легальной трансляции видеоконтента. Так YouTube удалось избежать судьбы Napster, чуть ранее закрытого из-за претензий музыкальной индустрии, и вырасти в один из самых успешных сервисов Google: по статистике, каждую минуту на YouTube загружают 100 часов видео.

 

Сценарий 3: Стартап купили и закрыли

Как корпорации убивают 
и спасают стартапы. Изображение № 4.

Yahoo! купила Summly

Цена: $ 30 млн

Год: 2013

Было

Ник Д’Алоизио — известный предприниматель-вундеркинд и ролевая модель для молодых стартаперов (Look At Me уже писал о том, чему у него можно поучиться). Д’Алоизио стал миллионером уже в 17 лет — всё благодаря приложению Summly, которое он написал двумя годами ранее. Summly выбирал главное в новостной повестке с помощью алгоритма и приводил новости и мнения к удобному для чтения формату. Приложение установили почти 1 млн пользователей.

   

Стало

Yahoo! купила Summly и сразу же закрыла его, оставив Д’Алоизио заниматься другими продуктами (в начале 2014 года он представил приложение Yahoo! News Digest). Случай это не уникальный: глава Yahoo! Марисса Майер пользуется репутацией убийцы стартапов. За первые 1,5 года на посту она купила 38 стартапов и закрыла 31 из них. Среди других значимых жертв можно назвать сервис визуализации информации Vizify и голосовой ассистент Donna.

 

Сценарий 4: Стартап ненавидят пользователи

Как корпорации убивают 
и спасают стартапы. Изображение № 5.

Yahoo! купила Tumblr

Цена: $ 1,1 млрд

Год: 2013

Было

Социальная сеть Tumblr не нуждается в представлении. Это крупнейшая блог-платформа со сложившимся сообществом и (на момент покупки) 50 млрд постов разной степени креативности. Tumblr — традиционное место для самопрезентации художников, иллюстраторов, музыкантов, а также бесконечное хранилище GIF-картинок, скриншотов и визуальных референсов для всех креативных индустрий.

   

Стало

«Мы обещаем не налажать», — написала Марисса Майер в своём Tumblr сразу после покупки сервиса. Пользователи не склонны были ей верить. Сделка возмутила сплочённое сообщество Tumblr, которое почувствовало угрозу креативной свободе (и NSFW-изображениям) со стороны большой корпорации. Некоторые пользователи обращались напрямую к молодому главе компании Дэвиду Карпу: «У тебя была всего одна задача — не продавать нас. И ты её провалил». Однако пока ни соцсеть, ни её пользователи изменений не почувствовали. Единственное изменение политики сервиса было связано с контентом эротического характера — и ожидаемо вызвало недовольство пользователей.

 

Сценарий 5: Стартап ждёт большой успех

Как корпорации убивают 
и спасают стартапы. Изображение № 6.

Facebook купила Instagram

Цена: $ 1 млрд

Год: 2012

Было

На момент покупки Instagram был приятным, многообещающим мобильным сервисом с сильным сообществом и стабильным ростом. Тогда, весной 2012-го, спустя два года после запуска, Instagram насчитывал 25 млн пользователей и был наиболее популярным приложением в своей категории.

   

Стало

Фотографии и впечатления всегда были сильным местом Facebook, поэтому социальной сети было невыгодно уступать Instagram конкурентам. Более того, на момент покупки собственные приложения Facebook были значительно хуже, чем Instagram, и команда Кевина Систрома вполне могла поделиться полезным опытом. Покупка оправдала себя: за год в Instagram запустили веб-интерфейс и несколько новых инструментов для обработки фотографий, а главное — количество его пользователей выросло более чем в 5 раз и насчитывает сегодня 150 млн.

 

Сценарий 6: Из стартапа ушёл лидер

Как корпорации убивают 
и спасают стартапы. Изображение № 7.

Microsoft купила Mojang

Цена: $ 2,5 млрд

Год: 2014

Было

Шведская студия Mojang известна благодаря Minecraft — культовой игре, которая заставила скептиков убедиться в жизнеспособности инди-индустрии. Minecraft — не только важнейшее культурное событие наших дней, но и неплохой источник дохода. Игру успешно портировали на большинство платформ (даже на Amazon Fire TV). По подсчётам шведского финансового издания, основатель студии Маркус Перссон, более известный как Нотч, лишь в 2012 году заработал на игре $ 101 млн.

   

Стало

Microsoft купила всех сотрудников студии, за исключением трёх основателей. Возможно, причиной этому послужила неоднозначная репутация Маркуса Перссона, который любит ругаться с Facebook и устраивать скандальные вечеринки. С другой стороны, сам Нотч говорит, что устал от видеоигр: «Я не вижу себя разработчиком игр. Это было весело, и мне нравятся игры и код, но я не хочу заниматься этим в надежде создать очередной большой хит. Я не пытаюсь изменить мир». Однако уход Перссона вряд ли помешает Microsoft заработать — по подсчётам журналиста Engadget, сделка окупит себя уже в июне этого года.

 

Сценарий 7: Стартап доминирует 
во внутренней структуре

Как корпорации убивают 
и спасают стартапы. Изображение № 8.

Apple купила Next

Цена: $ 400 млн

Год: 1996

Было

Стив Джобс вынужден был покинуть Apple в 1985 году после конфликта с тогдашним главой компании Джоном Скалли. Вместе с другими сотрудниками он основал NeXT, производителя персональных компьютеров — модель именно этой компании использовал создатель интернета Тим Бернерс-Ли во время работы в CERN. Джобс уделял много внимания не только качеству продукта, но и корпоративной культуре и процессу строительства компании. «Те десятки тысяч решений, которые нам предстоит принять, определят, какой будет наша компания. Apple стала великой, потому что с самого начала мы вложили душу в её создание. Но тогда мы не знали, как вложить в это ещё и голову. Поэтому сейчас мы сделаем всё лучше», — говорит он сотрудникам на записи для документального фильма.

   

Стало

В 1996 году Apple купила NeXT с тем условием, чтобы Стив Джобс вернулся на пост главы компании. «Сегодня мы отмечаем возвращение в компанию великого визионера», — сообщалось в пресс-релизе. Джобс заметно перестроил Apple и уже через два года представил легендарный iMac, дизайн которого разработал Джонатан Айв — его талант Джобс оценил немногим ранее. За первые полгода было продано 800 тысяч компьютеров. Джобс оставил свой пост за несколько месяцев до смерти, в 2011 году.

 

Сценарий 8: Стартап вывел компанию
на новый рынок

Как корпорации убивают 
и спасают стартапы. Изображение № 9.

Google купила Nest

Цена: $ 3,2 млрд

Год: 2014

Было

Nest — одна из самых заметных компаний в индустрии «интернета вещей». Сейчас Nest производит красивые и удобные термостаты и датчики дыма, которые интегрируются с другими гаджетами — от камер слежения Dropcam до автомобилей Mercedes. Дизайн — одна из сильных сторон компании: сооснователь Nest Тони Фаделл ранее занимался дизайном iPod.

   

Стало

Google до сих пор не удавалось проявить себя на рынке гаджетов, и команда Nest может исправить ситуацию, — ведь люди, которые сделали желанным простой термостат, наверняка смогут оживить и другие устройства. Не менее важно и то, что с покупкой стартапа Google выходит на новый перспективный рынок — а значит, в будущем может распространить своё влияние не только на наше поведение в интернете, но и на наши дома.

 

Сценарий 9: Ничего не изменилось

Как корпорации убивают 
и спасают стартапы. Изображение № 10.

Mailbox + Dropbox

Цена: $ 100 млн

Год: 2013

Было

Приложение Mailbox избавляет усталых офисных работников от диктатуры электронной почты. Разработчики считают, что инновационный интерфейс и элементы управления (долгий/короткий свайп в разные стороны) делают проверку «Входящих» приятным и простым делом. Минималистичный продуманный дизайн и беспрецедентный ажиотаж вокруг запуска мобильного приложения сделали Mailbox желанной покупкой.

   

Стало

Вопреки опасениям пользователей, которые в панике подыскивали себе новые почтовые клиенты, после сделки с Dropbox ничего плохого не произошло. Все 14 сотрудников компании продолжили работать на своих местах. Компания по-прежнему медленно, но верно работает над бета-версией приложения для десктопа. Вероятно, рано или поздно Dropbox продолжит свою экспансию в рабочее пространство каждого из нас, но когда и как это произойдёт — до конца неясно.

фотографии via Konstantina YiannakopoulouGeorge StrouzasSummly 

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются