Views Comments Previous Next Search
Клише в оформлении книг, 
которые мы не замечаем — Списки на Look At Me

СпискиКлише в оформлении книг,
которые мы не замечаем

Почему дизайнеры обложек мыслят стереотипами

Обложки книг — одна из самых противоречивых сфер дизайна. С одной стороны, они бывают по-настоящему красивыми и оригинальными, с другой — скучными и похожими друг на друга. Всё ради того, чтобы книги лучше продавались. Look At Me собрал примеры, какими ленивыми бывают дизайнеры книжных обложек.

 

Символ Африки на обложках — дерево акации

Клише в оформлении книг, 
которые мы не замечаем. Изображение № 2.

 

Год назад в блоге Africa Is a Country, посвящённом Африке, показали, что на очень многих книгах об этом континенте размещают похожие изображения: дерево акации на фоне заходящего солнца. Чтобы продать книгу, издатели используют стереотипы: многие люди до сих пор думают об Африке как о дикой саванне из «Короля льва», континенте без современных городов и небоскрёбов. После этого в интернете начался настоящий бум: сайты от BuzzFeed до The Guardian стали искать, какие ещё клише используют в обложках книг.

 

Обложки с клише лучше продаются

Клише в оформлении книг, 
которые мы не замечаем. Изображение № 9.

 

Клише в книжных обложках в первую очередь объясняются бизнесом. Многие люди решают, какую книгу купить, прямо в магазине: поэтому обложка должна сразу показывать, в каком жанре книга и нередко — какого пола главный герой. Скажем, если на вашей обложке силуэт мужчины среди снега или тумана — всем понятно, что это какой-то детектив или остросюжетная шпионская история.

 

Покупатели тоже виноваты
в однообразных обложках

Клише в оформлении книг, 
которые мы не замечаем. Изображение № 15.

 

Непонятно, кто больше виноват в таком положении дел. Шведская писательница Марика Коббольд, например, замечает, что в однообразности книжных обложек виноваты в равной степени и издательства, и покупатели, которые раз за разом доказывают маркетологам, что обложки продают книги. Как пишет The Guardian, обложка зачастую — это инструмент продажи, а не поле для дизайнерского творчества. Иногда это приводит к специфическим клише: как в случае одного из романов Коббольд — на обложках существует образ «женщина, повернувшаяся спиной к читателям, смотрит на воду». Под обложкой, видимо, скрывается меланхоличная история любви, утраты и тоски.

 

Иногда дизайнеры просто
воруют идеи

Клише в оформлении книг, 
которые мы не замечаем. Изображение № 19.

 

Клише и стереотипы — не единственные причины повторяющихся обложек. Иногда дизайнеры обложек воруют друг у друга идеи или пытаются сбить читателей с толку. Вот три примера: обложка «The Art of Fielding» Чеда Харбаха уже стала знаковой среди книжных дизайнеров, так что сложно поверить, что обложка книги с похожим названием «The Fields» не имеет её в виду. Книга «King of Thorns», на которой даже в цитате стоит имя Джорджа Мартина, явно пытается обмануть читателя. Наконец, со «Spiderwork» произошла целая история: издательству HarperCollins так понравилась обложка книги Л. К. Райджела (он издал её самостоятельно), что они обратились к художнику, чтобы её купить. Тот отказался. Тогда они опубликовали очень похожую обложку своей книги «Bewitching»; но в итоге изменили её, чтобы избежать суда.

 

Даже крупные издательства пользуются фотостоками

Клише в оформлении книг, 
которые мы не замечаем. Изображение № 23.

 

Иногда обложки разных книг не просто похожи, а абсолютно одинаковы. Дело в том, что все издательства, даже самые крупные, используют стоковые фотографии. Так что дубли обложек неизбежны, но на самом деле это не так важно, как может показаться. Такие дубли в первую очередь находят внимательные читатели в интернете: в магазине же вряд ли кто-то заметит, что существует книга с абсолютно такой же фотографией на обложке.

 

Издательства любят классическую живопись

 Клише в оформлении книг, 
которые мы не замечаем. Изображение № 27.

 

Кроме того, издатели очень любят использовать на обложках классическую живопись, чаще всего для классических же романов. Скажем, картину «Странник над морем тумана» немецкого художника-романтика XIX века Каспара Давида Фридриха часто ставят на обложки классической романтической литературы.

 

Бестселлеры задают моду

Клише в оформлении книг, 
которые мы не замечаем. Изображение № 31.

 

Время от времени тон обложкам задаёт какой-нибудь большой бестселлер. У популярной книги появляется много клонов, и обложки делают похожими, чтобы люди, которым хочется почитать что-нибудь в этом духе, купили их тоже. Например, на всех подражателях «50 оттенков серого» изображены неодушевлённые предметы — и все в одинаковом расфокусе.

 

Для обложек женских романов снимался один мужчина

Клише в оформлении книг, 
которые мы не замечаем. Изображение № 35.

 

Наконец, вспомним безвкусные обложки женских романов 80-х и 90-х годов, на которых обычно изображены мужчина и женщина в страстных объятиях. Они все так похожи по забавной причине: для многих позировал один и тот же мужчина, легендарная модель Фабио Ланцони.

фотография via Marina Porte

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.