Views Comments Previous Next Search
Советские фотографы, которых несправедливо уволили — Март 2014 на Look At Me

Март 2014Советские фотографы, которых несправедливо уволили

Бальтерманц, Михайлов, ТРИВА и другие мастера

Неожиданное увольнение главного редактора Lenta.Ru Галины Тимченко, закрытие блогов оппозиционного политика Алексея Навального Роскомнадзором, изъятие телеканала «Дождь» из пакетов кабельного телевидения, расформирование информационного агентства РИА «Новости» и назначение Дмитрия Киселёва руководителем нового новостного российского агентства на замену РИА — всё это заставило общественность всерьёз заговорить о наступлении «советского времени», по крайней мере в журналистике. Мы собрали пять историй, когда известных фотокорреспондентов несправедливо увольняли: «за порнографию», по национальному признаку или просто по ошибке.

 

Дмитрий Бальтерманц

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 2.

 

Дмитрий Бальтерманц попал в «Известия» очень рано, в 14 лет. Прежде чем взяться за фотоаппарат, он успел поработать и шрифтовиком, и киномехаником, и ассистентом печатника. Параллельно Бальтерманц получал математическое образование в Московском университете, что, как отмечают историки фотографии, проявлялось в его умении строить композицию. Преподавателем математики ему, однако же, не суждено было проработать — после командировки в Западную Украину Бальтерманц наконец стал штатным фотографом «Известий», чтобы через некоторое время отправиться на фронт.

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 6.

 

Именно военные фотографии Бальтерманца стали классическими, сделав его одним из самых известных советских фотографов, однако одна из них стала серьёзной угрозой как карьере, так и жизни. Редактор «Известий» в отсутствие Бальтерманца, который на несколько дней вернулся в столицу, с тем чтобы проявить и напечатать фотографии, перепутал сушившиеся снимки из Москвы и Сталинграда — и подписал английские танки, состоявшие на вооружении в Красной армии, немецкими. Несмотря на то что Бальтерманц никакого отношения к произошедшему не имел, последствия редакторской ошибки коснулись именно его — сотрудничество с «Известиями» было окончено, а сам фотограф в качестве рядового был отправлен в штрафной батальон (что было практически смертным приговором). Как ни парадоксально, но именно тяжёлое ранение, грозившее Бальтерманцу ампутацией ноги, спасло ему жизнь — и после войны он снова взялся за работу, на этот раз — в «Огоньке».

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 7.

 

Впрочем, дальнейшая судьба фотографа сложилась вполне благополучно. Его военные фотографии, отложенные на полку из-за того, что недостаточно отвечали пропагандистским целям, наконец были напечатаны. Некоторые из них, как, например, знаменитый снимок «Горе», получили всемирное признание и высокую оценку мастеров фотографии уровня Анри Картье-Брессона. Бальтерманц до конца жизни проработал в «Огоньке» и стал одним из классиков соцреализма в фотографии, соединяя в своих работах фрагменты документального и постановочного.

Евгений Халдей

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 8.

 

Снимок «Знамя победы над Рейхстагом» видели, кажется, все — а историю его создания долго и напряжённо выясняют до сих пор. Евгений Халдей не скрывает, что снимок был постановочным — тот самый флаг, водружённый над Рейхстагом, его знакомый сшил из обыкновенной красной простыни, но пришлось ли фотографу прибегать к ретуши, неизвестно до сих пор. Впрочем, это не столь важно — и не будь этой фотографии в принципе, Евгений Халдей остался бы одним из самых известных военных корреспондентов. Он снимал Парижскую и Постдамскую конференции, неоднократно фотографировал Сталина, а его снимки использовались в качестве доказательств в ходе Нюрнбергского процесса.

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 9.

 

Впрочем, в глазах руководства «Известий» всё это оказалось менее важным, чем тот факт, что Халдей был евреем (единственную пулю он получил не на фронте, а во время погрома на Украине, будучи годовалым ребёнком), и почти сразу после войны фотограф потерял работу. Причина его увольнения была сформулирована крайне туманно — «за недостаточный образовательный уровень» и «недостаточную политическую грамотность», что было очень удобно: другие издания не брали его на работу уже из-за неясных причин увольнения с прошлой должности. Халдей даже написал письмо тогдашнему секретарю ЦК ВКП(б) Суслову, в котором пожаловался на положение вещей, однако это ничего не исправило. Несмотря на это, Халдей остался в истории фотографии как классик советского соцреализма того времени — некоторые его фотографии хранятся, например, в музее LACMA в Лос-Анджелесе.

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 12.

Борис Михайлов

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 13.

 

«В некотором смысле Михайлов работает скорее как художник, нежели фотожурналист», — отметил критик The New York Times Кен Джонсон в своей рецензии на Case Study, одну из самых известных фотосерий Бориса Михайлова; Джонсон сравнивает его в том числе с Джеффом Уоллом —  канадским фотографом, известным, помимо прочего, благодаря способности с дьявольской точностью воссоздавать случайные уличные сценки на постановочных фотографиях.

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 14.

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 15.

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 16.

 

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 17.

 

Однако признание и статус важнейшего современного художника Михайлов получил уже в постсоветское время — в 2000 году он был удостоен премии фонда Хассельбладов, его работы хранятся в MoMA, Tate Modern и ещё десятке музеев и галерей, и именно с тех пор проходят его персональные выставки (одна из последних — ретроспектива в Sprengel Museum в Ганновере).

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 18.

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 19.

 

Михайлову, в отличие от предыдущих фотографов, пришлось расстаться с работой именно из-за содержимого фотографий — сотрудники КГБ при обыске нашли у него снимки обнажённых женщин, которые сочли порнографическими. Сам Михайлов, впрочем, утверждает в интервью, что это были просто красивые снимки без явного порнографического содержания, что вполне справедливо, особенно если учитывать ханжескую природу советского мироустройства. Тем не менее ему пришлось расстаться с работой штатного фотографа на харьковском заводе — чтобы посвятить время собственному творчеству.

ТРИВА

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 20.

 

«В ту же ночь на другом конце города я развёл другой костер — для целого чемодана выбракованных по разным причинам фотографий. Фотобумага горела плохо и воняла жжёной желатиной, я грустил — фотографии было жалко», — пишет Владимир Соколаев, один из участников первой в СССР официальной творческой группы фотографов ТРИВА. Просуществовала она совсем недолго — официально группе удалось проработать меньше года, не привлекая к себе внимание властей, однако сделать им удалось очень много.

 

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 23.

 

В составе ТриВА работали всего три фотографа — Владимир Соколаев, Владимир Воробьёв и Александр Трофимов. Собственно, из их имён и было составлено название фотогруппы — два Владимира и один Александр, всего три. ТРИВА жили и работали в Новокузнецке, в трёх тысячах километрах от Москвы, что не помешало им развернуть совершенно сумасшедшую деятельность. Они участвовали в советских и зарубежных фотовыставках, изучали историю фотоискусства по редким книгам, найденных у коллекционеров (Соколаев пишет, что одно только издание Best of LIFE они изучали несколько лет), тестировали советскую фотоаппаратуру и пытались раздобыть импортную («Считаю, что второе рождение фотографа в каждом из нас произошло благодаря смене аппаратуры») и составляли свои принципы работы, в некоторых положениях напоминающие манифест «Догмы».

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 24.

 

В советское время так, разумеется, не могло продолжаться. Триггером травли на фотографов стало их участие в зарубежных выставках, а масла в огонь подлили показания новокузнецких коллег и работников завода, в состав которого формально и входили участники ТРИВА. Регистрация группы была аннулирована, а сами участники потеряли работу. По меткому свидетельству Соколаева, председатель профсоюзного комитета завода Геннадий Моргунов, который объявил художникам об их увольнении, в разговоре посетовал, что на дворе не 1937 год «с тогдашними расстрельными возможностями».

Юрий Рыбчинский

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 27.
Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 28.

 

«Миф, который транслирует Рыбчинский, – это не социалистическая утопия, а экзистенциальное пространство, где герои Достоевского встречают персонажей Хармса. Картонные фигурки, напоминающие кукол, выполняющих привычный странный ритуал, — мужики, головы которых отрезаны рамкой кадра», — пишет о Юрии Рыбчинском историк фотографии Михаил Сидлин. Согласитесь, непохоже на каноническую советскую фотографию с улыбающимися рабочими и героями труда.

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 29.

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 30.

 

Тем не менее фотографии Рыбчинского исправно печатались, сам он числился штатным фотографом журнала «Советский Союз», и даже увольнение его, строго говоря, было необязательным. Рыбчинский отказался подписать крайне необязательный документ, один из многих подобныхинтервью Ирине Меглинской он называл Стокгольмское воззвание за мир), и после долгих уговоров редакции и походов в районные комитеты всё-таки написал заявление по собственному желанию. Рыбчинский долгое время работал в подполье, а сейчас известен как видный коллекционер, основатель первого в России частного музея фотографии, коллекция которого сейчас хранится в Московском доме фотографии.

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 31.

Советские фотографы, которых несправедливо уволили. Изображение № 32.

Изображения via: tassphoto.com

  ф

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются