Views Comments Previous Next Search
Зачем нужен самолёт 
на солнечных батареях — Концепт на Look At Me

КонцептЗачем нужен самолёт
на солнечных батареях

В чём смысл кругосветного полёта Solar Impulse 2

В прошлую пятницу завершился перелёт самолёта на солнечных панелях Solar Impulse 2 из Японии на Гавайские острова. Он продолжался пять дней — и, хотя кругосветное путешествие Solar Impulse 2 продолжается, это была самая трудная его часть. Look At Me рассказывает, зачем два швейцарских пилота летят вокруг Земли с помощью солнечной энергии.

 

Что такое Solar Impulse 2
и зачем он нужен?

Зачем нужен самолёт 
на солнечных батареях. Изображение № 2.

 

Solar Impulse 2 — это частный проект по созданию самолёта на солнечных батареях, который ведут предприниматель Андре Боршберг и психиатр Бертран Пикар (оба при этом лётчики). Их цель — облететь Землю вокруг, чтобы показать потенциал возобновляемой энергии. Это путешествие с остановками: Боршберг и Пикар пилотируют самолёт по очереди. Путешествие началось в марте в Абу-Даби и там же закончится: Solar Impulse 2 должен вернуться туда в августе этого года. На прошлой неделе Боршберг пролетел самый трудный отрезок путешествия —
8 000 км между Японией и Гавайскими островами. Боршберг пилотировал самолёт почти пять дней.

 

Как работает Solar Impulse 2?

Зачем нужен самолёт 
на солнечных батареях. Изображение № 3.

 

Это одноместный самолёт (кабина размером с салон небольшого автомобиля) с
17 000 солнечными панелями, расположенными на крыльях. Размах крыльев у Solar Impulse 2 — 72 м, это больше, чем у Boeing 747. Днём панели заряжают литиевые батареи самолёта, позволяя ему лететь ночью. В то же время самолёту нужна хорошая погода: достаточно солнечного света, чтобы зарядить батареи.
На земле за полётом Solar Impulse 2 следят 60 человек из Центра управления. Когда самолёт находится в небе, за ним даже можно следить в прямом эфире на сайте проекта.

 

Почему самолёт называется Solar Impulse 2? Что было с первым?

Зачем нужен самолёт 
на солнечных батареях. Изображение № 4.

 

Это действительно второй самолёт на солнечных батареях, который пилотируют Боршберг и Пикар. Первый, который теперь называют Solar Impulse 1, совершил тестовый полёт в конце 2009 года. Первый самолёт был гораздо менее мощным: он мог оставаться в воздухе всего 36 часов. Пикар и Боршберг совершили на нём несколько полётов — в том числе в несколько заходов облетели США. Solar Impulse 1 побил несколько рекордов, существовавших на тот момент (например, рекорд расстояния, преодолённого самолётом на солнечных батареях), но все их уже успел снова побить Solar Impulse 2.

 

Кто финансировал Solar Impulse 2?

Зачем нужен самолёт 
на солнечных батареях. Изображение № 5.

 

Solar Impulse — частный проект, финансируемый в том числе лично Андре Боршбергом. Авиационная индустрия не имеет к нему никакого отношения. Более того, по словам Боршберга, у них нет технологий, чтобы создать такой самолёт. Цена проекта — около $150 млн, и его спонсируют 80 разных компаний, от Google и химической компании Solvay до швейцарских часов Omega. Спонсоры не просто дают Боршбергу и Пикару деньги, они вкладываются в экологически чистые технологии, задействованные в самолёте. Solvay, например, сделали для самолёта ультралёгкие материалы, а также компоненты, связанные с солнечными панелями и батареями, чтобы те работали эффективнее и собирали и сохраняли больше энергии.

 

Как Боршберг продержался пять дней в крошечной кабине самолёта?

Зачем нужен самолёт 
на солнечных батареях. Изображение № 6.

 

Пилоты активно готовились к тяжёлому перелёту и провели по 72 часа в специальных симуляторах. Они изучили техники йоги, дыхания и самогипноза, чтобы расслабиться в замкнутом пространстве. У Боршберга был запас еды и напитков на неделю — на случай, если путешествие продлится дольше запланированного. Сиденье пилота работает одновременно как туалет и как откидывающаяся койка. Сиденье предоставляет достаточно места для пилота для того, чтобы тот мог двигаться и заниматься физическими упражнениями. Боршберг спал отрезками по 20 минут — в эти моменты он ставил самолёт на автопилот. Наконец, перед полётом пилотов обследовал врач, и он следил за состоянием Боршберга с земли.

 

Почему перелёт из Японии
на Гавайи был самым важным?

Зачем нужен самолёт 
на солнечных батареях. Изображение № 7.

 

Первоначально планировалось, что кругосветное путешествие Solar Impulse 2 будет состоять из 12 отрезков с остановками в Индии, Китае, Америке и Африке. Перелёт на Гавайи должен был начаться из китайского Нанкина, но из-за плохих погодных условий Боршбергу пришлось приземлиться в японском городе Нагоя и отложить полёт. Отрезков стало 13, но перелёт из Японии на Гавайи остался самым сложным и длинным. Пролетев за пять дней больше 8 000 км, Боршберг побил мировой рекорд по длительности одиночного полёта. На сегодня это самый впечатляющий и сложный перелёт, когда-либо совершённый на аппарате, работающем на солнечных батареях.

 

Как успех Solar Impulse 2 изменит мир?

Зачем нужен самолёт 
на солнечных батареях. Изображение № 8.

 

В короткой перспективе — никак. Самолёты на солнечных батареях не станут распространёнными, а Боршберг и Пикар честно заявляют, что просто хотят их популяризовать. Для сравнения: Solar Impulse летит со скоростью 70 км/ч, и в нём могут находиться два человека, а Boeing 747 летит со скоростью 900 км/ч и перевозит 400 человек. Без серьёзного прорыва в солнечной энергетике мы нескоро увидим коммерческие самолёты на солнечных батареях. Тем не менее чистая энергия для самолётов — острая проблема в наше время. Углеродный след у самолётов больше, чем у любого другого вида транспорта. Один из самых перспективных способов решения проблемы — биотопливо, сделанное, например, из водорослей. Несмотря на то что Solar Impulse 2 не изменит самолёты, польза от проекта есть: например, инженерам пришлось сделать двигатели самолёта предельно эффективными. Двигатели Solar Impulse 2 теряют всего 3 % энергии через тепло, в то время как в обычном самолёте этот показатель достигает 70 %.

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.