Views Comments Previous Next Search
Как Uber стал самым скандальным 
стартапом года — Индустрия на Look At Me

ИндустрияКак Uber стал самым скандальным
стартапом года

За что любят и ненавидят приложение для заказа такси

Как Uber стал самым скандальным 
стартапом года. Изображение № 1.

материал подготовил
Николай Удинцев

В ближайшее время сервис по заказу такси через мобильное приложение Uber закроет очередной раунд инвестиций, который может довести его рыночную оценку до 35–40 млрд долларов. Однако стартап стал не только одним из самых успешных и дорогих за последнее время, но и одним из самых скандальных. Машины Uber громят таксисты, работу сервиса запрещают в судах, а компанию обвиняют в краже личных данных и сексизме. Look At Me выбрал самые громкие новости из насыщенной жизни перевозчика нового поколения.

 

Стартап по заказу такси растёт
в цене быстрее Facebook

Как Uber стал самым скандальным 
стартапом года. Изображение № 2.

 

За последние три года Uber переживает невероятно бурный рост. Получив сначала 49,5 млн долларов инвестиций в 2011 году, 258 млн — в 2013 году и 1,2 млрд — в июне этого года, сервис расширил свою географию на 200 городов в 45 странах мира. В данный момент компания собирается закрыть новый раунд инвестирования, по которому её рыночная стоимость будет составлять от 35 до 40 млрд долларов. Если сравнивать такую динамику роста с аналогичным периодом развития Facebook, то обнаружится, что Uber уже значительно превосходит социальную сеть, по крайней мере в вопросе стоимости: Facebook стали оценивать в 35–40 млрд долларов только на седьмой год существования.

 

Многие страны законодательно ограничивают работу Uber

Как Uber стал самым скандальным 
стартапом года. Изображение № 3.

 

Когда Uber начал разворачивать свой сервис в других странах, он столкнулся с рядом запретов и ограничений. Например, в начале сентября суд во Франкфурте ввёл временный запрет на работу Uber в Германии. Решение обусловлено тем, что стартап недобросовестно работает по отношению к конкурентам. То есть водители, которые работают с Uber, не имеют необходимых лицензий и разрешений, при этом они работают по более высоким (относительно других перевозчиков) тарифам. Через две недели адвокаты Uber смогли отменить запрет, однако уже через месяц компания вынуждена была снизить собственные расценки до утверждённых для водителей без лицензии в Германии (0,35 евро/км; ранее водители брали более 1 евро/км).

В ноябре история повторилась в Неваде. Местный прокурор запретил работу Uber в штате по той же причине: у водителей Uber нет лицензии и страховки. «Я ещё никогда не видел, чтобы многомиллиардная компания приходила работать в Неваду и так агрессивно и намеренно игнорировала законы», — заявил Скотт Фриман, прокурор с 20-летним стажем.

Стоит отметить, что Россия тоже входит в число стран, которым «не нравится» Uber. В сентябре этого года зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов предложил президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву запретить Uber в России, поскольку он способен обрушить российский рынок таксомоторных услуг. Традиционный бизнес «не выдержит конкуренции при заявленных Uber 99 рублях минимального тарифа», считает Старовойтов. Кроме того, он обвинил стартап в том, что его «мало интересует качественный уровень, квалификация, легальность тех, кто предлагает свои услуги».

 

Руководство Uber хотело потратить 1 млн долларов на компромат на журналистов

Как Uber стал самым скандальным 
стартапом года. Изображение № 4.

 

Старший вице-президент Uber Эмил Майкл обмолвился, что компании следует нанять команду, для того чтобы «накопать» компромат на журналистов, критикующих его компанию. Позднее он заявил, что говорил об этом «не под запись», утверждая, что сожалеет и что его высказывание не совпадает с официальной точкой зрения компании.

В частности, слова Майкла были направлены в адрес журналистки Сары Лэйси, которая пишет для PandoDaily. В своих заметках она неоднократно обвиняла Uber в «сексизме и женоненавистничестве», в частности, после материала BuzzFeed о связи компании с парижскими эскорт-сервисами она заявила, что «не знает, сколько требуется ещё сигналов, для того чтобы мы поняли, что компания просто не уважает нас и не ставит нашу безопасность в приоритет».

 

Против Uber устраивают забастовки и акции протеста

Как Uber стал самым скандальным 
стартапом года. Изображение № 5.

 

В начале года французские таксисты провели несколько акций протеста против Uber и подобных сервисов. Например, 13 января 2014 года 300 такси с самого утра перекрыли одну из центральных улиц Парижа. В результате блокировки пробки в центре Парижа растянулись почти на 240 км. В тот же день примерно 20 недовольных таксистов напали на одну из машин Uber: разбили стёкла, закидали автомобиль яйцами и прокололи шины. Водитель смог скрыться на своём такси с пассажиром от нападавших. Стоит отметить, что это не первые протесты против Uber во Франции. После предыдущих власти страны ввели так называемый «закон 15 минут»: Uber (и подобные сервисы) могут брать заказ клиента только через 15 минут после его оформления.

 

Инженеры Uber исследуют проституцию, а рекламщики предлагают прокатиться с девочками

Как Uber стал самым скандальным 
стартапом года. Изображение № 6.

 

В 2011 году специалисты по анализу пользовательских данных опубликовали отчёт под названием «Как проституция и алкоголь делают Uber лучше» (позже пост переименовали в «Знание местности предоставляет Uber клиентов» и удалили из блога). В своём исследовании они приводят зависимость: в криминальных районах услугами Uber пользуются чаще. Они также заметили высокую активность заказов такси в Сан-Франциско по средам, что связали с рейдами социальных служб по публичным домам. Более того, в Uber знают, что многие пассажиры, которые брали такси с 22:00 по 04:00 в пятницу или субботу, возвращаются в пункт своего последнего назначения через четыре-шесть часов после «вечеринки».

Через два года, в марте 2013 года, отличилось французское подразделение Uber. Совместно с сайтом Avions de chasse (военный истребитель, на сленге — «крайне привлекательная девушка») оно запустило рекламную кампанию Uberavions. В её рамках пользователи приложения из Лиона могли ввести промокод и получить бесплатную поездку с девушкой модельной внешности, которая работает в Avions de chasse. Отмечалось, что «для безопасности пассажиров» такая поездка должна длиться не более 20 минут. Но пост с этим сообщением удалили из блога Uber после первого обращения СМИ.

 

Android-приложение Uber собирает пользовательские данные в невиданных объёмах

Как Uber стал самым скандальным 
стартапом года. Изображение № 7.

 

Буквально пару дней назад в блоге GironSec, автор которого изучил исходный код Android-приложения Uber, появилась информация о том, что оно собирает огромное количество персональных данных пользователя, в том числе историю звонков, Wi-Fi-сетей, GPS-локаций, всевозможные ID-устройства и даже наличие (или отсутствие) уязвимости Heartbleed. Это вызвало бурную реакцию в Сети, пользователи которой окрестили приложение «токсичным» и «по сути вирусом».

Представители Uber оперативно опубликовали опровержение, сообщив «что доступ к камере и сетям Wi-FI требуется для того, чтобы использовать все преимущества приложения». Кстати, конкурент Uber — Lyft запрашивает отдельное разрешение для доступа к каждой функции смартфона на Android.

 

CEO компании собирается заменить водителей автопилотом

Как Uber стал самым скандальным 
стартапом года. Изображение № 8.

 

CEO компании Трэвис Каланик (Travis Kalanick) считает, что услуги Uber относительно дорогие потому, что пассажиры платят не столько за машину, сколько за работу водителя. Он считает, что Uber сможет снизить ценник за поездку, если начнёт развозить пассажиров на беспилотном такси. Несмотря на то что Каланик признал, что речь идёт о достаточно отдалённой перспективе, Uber всё равно стал первым оператором такси, который публично задумался об автопилоте. Поскольку беспилотные автомобили являются одной из главных тенденций автомобильной промышленности, можно предположить, что Uber действительно первым займёт эту нишу в сфере частного извоза.

 

Uber предлагал прокатиться на DeLorean из «Назад в будущее»

Как Uber стал самым скандальным 
стартапом года. Изображение № 9.

 

Одной из самых запоминающихся рекламных кампаний 2013 года стало предложение прокатиться на DeLorean из кинотрилогии «Назад в будущее», которую устроили Uber и GE. В течение двух дней у жителей Сан-Франциско была возможность прокатиться на легендарном автомобиле, которых на ходу осталось совсем немного. Отдельно оговаривалось, что поездка подразумевает одного пассажира и не может длиться более 15 минут.

 

Скоро такси Uber можно будет делить с незнакомцами

Как Uber стал самым скандальным 
стартапом года. Изображение № 10.

 

В августе этого года Uber анонсировал опцию, которая позволяет совершать совместные поездки вместе с незнакомыми пассажирами, следующими по похожему маршруту, с целью экономии средств. Она называется UberPool и в данный момент находится в стадии закрытого бета-тестирования. В компании отмечают, что «несмотря на значительную экономию, вы получаете сервис и надёжность, характерные для Uber». Интересно, что, даже если подобрать пару не получится, пассажиру всё равно сделают скидку. Таким образом, Uber делает себя прямым конкурентом Lyft, другого популярного стартапа в сфере частного извоза.

 

Google вложил в Uber около 258 млн долларов

Как Uber стал самым скандальным 
стартапом года. Изображение № 11.

 

В августе 2013 года фонды Google Ventures и TPG инвестировали в Uber 258 млн долларов (теперь доля Google в стартапе — 7 %). После этого приложение по вызову такси стало одним из самых дорогих интернет-стартапов (вместе с Airbnb, Spotify и Square) и получило обидное прозвище «продукт трансконтинентальных корпораций». Кстати, в ноябре 2014 года Google добавил машины, которые работают с Uber, на свои мобильные карты.

photo via flickr.com/leweb3

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.