Views Comments Previous Next Search
Как видеоигры спасают от одиночества, депрессии и безумия — Интернет на Look At Me

ИнтернетКак видеоигры спасают от одиночества, депрессии и безумия

Секрет счастья на примере Mario Kart 8

Как видеоигры спасают от одиночества, депрессии и безумия. Изображение № 1.

Текст
Гриша Пророков

В конце прошлой недели вышла игра Mario Kart 8 — новая часть популярной серии гоночных игр компании Nintendo; на старт продаж у магазина «Республика» собралась очередь в 300 человек, а за одни эти выходные игру успели продать количеством 1,2 миллиона копий. Редактор Look At Me поиграл в Mario Kart 8 и решил, что эта видеоигра, как и многие другие, может помочь любому человеку стать лучше.

Я параноик. Ну или как минимум очень мнительный человек. Мне всё время кажется, что люди надо мной издеваются, плохо обо мне думают и что-то от меня скрывают. Прибавьте к этому то, что я интроверт и одновременно очень люблю проводить время с другими людьми (да, это может сочетаться), и вы получите жизнь, наполненную весёлыми и не очень историями. Каждый раз, когда я, скажем, зову людей к себе в гости, это сопровождается сотнями вопросов и сомнений: «Что если они узнают, что я до сих пор живу с мамой?» «Что если всем будет невесело» «Что если кому-то покажется, что у меня дома недостаточно убрано?» «Что если кто-нибудь напьётся, и остальным будет некомфортно?» и так далее. Если дать этому волю, в моей голове начинают сплетаться самые безумные схемы — и справиться с ними гораздо сложнее, чем можно подумать.

 

 

   

Street fighter и halo — две классические видеоигровые серии, идеально подходящие для соревнований

Как видеоигры спасают от одиночества, депрессии и безумия. Изображение № 2.

 

В прошедшую пятницу я впервые собрал у себя дома друзей, чтобы всем вместе сыграть в Mario Kart 8; до этого я провёл две недели в одиночестве с пресс-копией игры. В квартиру набилось где-то 20 человек: они шумели, пили, курили, ходили между комнатами (а в одной из них даже устроили параллельную вечеринку с настоящей азиатской Sega Mega Drive) — и соревновались в одной из самых весёлых игр этого года. Мне очень приятно вспоминать об этом: но, с другой стороны, очень страшно (особенно, если учесть, что многие из тех людей, скорее всего, прочитают этот текст). Тем не менее я хочу сказать спасибо видеоиграм. Они делают меня (и всех нас) лучше. И вот как.

Сила сообщества

Mario Kart 8 — это новая часть в большой серии гоночных игр компании Nintendo. Суть очень простая: это аркадные (в смысле малореалистичные) гонки на маленьких машинах-картах с персонажами Nintendo вроде Марио, Донки Конга, Йоши и других; всё предельно быстро, ярко, весело и легкомысленно. Важная часть игры — бонусы, которые можно подбирать на трассе, а потом использовать против соперников: сбивать их скоростными черепашьими панцирями, подкладывать им банановую кожуру на дорогу и так далее; это мощно увеличивает взаимодействие с другими игроками. Суть Mario Kart в том, чтобы играть в неё вместе с другими людьми, сидя в одной комнате. Миф о том, что геймеры — одинокие социопаты, которые часами сидят в тёмной комнате, освещённой лишь экраном компьютера или телевизора — это всего лишь миф. По недавним подсчётам, более 70 % игроков предпочитают играть с друзьями, соревнуясь, или вместе. Это может показаться глупым, но игры как предлог собраться — это очень важно.

 

   

 

Мы все ходим в бары по выходным исключительно потому, что это удобный способ увидеть всех своих друзей сразу, а ещё провести время, не особо задумываясь о том, что ты делаешь.

 

   

 

 

Поиск идей для отдыха в выходные — одна из насущных проблем молодых людей. Мы все ходим в бары по выходным исключительно потому, что это удобный способ увидеть всех своих друзей сразу, а ещё провести время, не особо задумываясь о том, что ты делаешь. Я состою в закрытой группе о видеоиграх в «Фейсбуке», в ней 76 человек, многие из них — мои друзья. В ней регулярно начинаются обсуждения, что хорошо бы собраться и поиграть в видеоигры, но обычно это кончается ничем. Почему всех удалось собрать мне, невротику и интроверту с приступами социопатии? Меня заставила Mario Kart 8.

В эпоху, когда всё перешло в онлайн, Nintendo остаются последним оплотом по-настоящему домашних электронных развлечений с друзьями; все их игры так или иначе рассчитаны на то, чтобы вы не играли в одиночку, и лучше всего — сидели бы рядом с тем, с кем играете. Они долго работают над своими играми и каждый раз мастерски собирают всё для многопользовательского веселья; Mario Kart 8 — не исключение. Она мало отличается от предыдущих частей, только ещё красивее, ещё лучше и ещё глаже. Этого, впрочем, достаточно. Видеоигры в целом и Nintendo в частности напоминают, что людям стоит собираться вместе — и дают отличный повод для этого.

Психологическая помощь

Видеоигры часто связывают с зависимостями, депрессией, проблемами с социализацией — но тут, как с любым увлечением, есть обратная сторона монеты; в конце концов, чем угодно можно злоупотреблять. Существуют исследования, подтверждающие положительный эффект видеоигр для нашей психики. Например, в одном из них люди с депрессией, игравшие в видеоигры 30 минут в день, в итоге чувствовали себя лучше, чем если бы они принимали прозак. Или, например, видеоигры отлично подходят для того, чтобы выпустить накопившуюся фрустрацию и агрессию — что тоже бывает полезно для людей с психическими расстройствами. В конце прошлого года Американская психологическая ассоциация опубликовала большое исследование, из которого в том числе следует, что видеоигры улучшают настроение, помогают расслабиться и главное — справиться с тревожными и навязчивыми состояниями.

 

 

   

Scott piligrim Vs. the world: the game — одна из лучших игр последних лет, идеально подходящая для совместного прохождения

Как видеоигры спасают от одиночества, депрессии и безумия. Изображение № 4.

 

Быть невротиком в большом городе вроде Москвы — ничего необычного. Видеоигры — это отличный способ отвлечься от моря психологических проблем; да, конечно, это эскапизм, но этим словом так много кидаются; кто сказал, что эскапизм — это что-то плохое? В конце концов, с целью справиться с реальностью путём отвлечения от неё игры (не электронные, а настоящие) использовались ещё тысячи лет назад. Вот что писал Геродот в своей «Истории» об играх в 440 году до нашей эры: «При царе Атисе, сыне Манеса, во всей Лидии наступил сильный голод. Сначала лидийцы терпеливо переносили нужду, а затем, когда голод начал всё более и более усиливаться, они стали искать избавления, придумывая разные средства. Чтобы заглушить голод, они поступали так: один день всё время занимались играми, чтобы не думать о пище, а на следующий день ели, прекращая игры. Так лидийцы жили 18 лет». Я не пытаюсь сказать, что мы живём во времена страшного голода, но в эскапизме есть позитивное зерно. Гонки на маленьких виртуальных картах с друзьями, определённо, повышают уровень счастья.

   

в mario kart 8 встроен видеоредактор, с помощью которого очень легко делать свои ролики и выкладывать их на специальный сайт

Я не боюсь эмоций

В современной поп-культуре (соответственно, и в жизни) есть несомненная тенденция к иронии, цинизму и отстранённости. Мы боимся открытости и искренних чувств и всё скрываем за иронией (существуют исследования, это подтверждающие, но проще всего тут обратиться к личному опыту — если вы современный молодой человек вы, скорее всего, это замечали). Вас наверняка напугала моя откровенность в начале текста, разве нет?

Видеоигры — уникальная смесь симуляции реальности, нарративного искусства, игр и эстетических объектов. Они обращаются к нашим эмоциям сразу на нескольких уровнях, возможно, сильнее, чем любая другая форма искусства, просто потому, что они по своей природе требуют погружения. Именно поэтому, например, видеоигры отлично подходят для того, чтобы обучать детей эмпатии, и именно поэтому они учат уже взрослых людей справляться со своими чувствами, вызывая у них как положительный, так и отрицательный отклик.

 

   

 

Видеоигры — пока очень простое и молодое искусство, поэтому ему удаётся работать с самыми базовыми реакциями внутри нас

 

   

 

 

После событий в реальной жизни видеоигры находятся, наверное, на втором месте по количеству чувств, которые они у меня вызывали, — играл ли я с друзьями или один, была ли это игра с сюжетом или нет; радость, восхищение, страх, любопытство и так далее — полный спектр. Видеоигры — пока очень простое и молодое искусство, поэтому ему удаётся работать с самыми базовыми реакциями внутри нас: в мире со сложной и циничной поп-культурой это очень ценно. Они научили меня не бояться своих чувств, так что без иронии: ребята, мне понравилось играть с вами в Mario Kart 8.

Superbetter

Но это ещё не всё. Кроме того, что игры могут помочь нам справиться с существующими проблемами, они ещё и просто могут сделать нас лучше. Так считает Джейн Макгонигал, геймдизайнер, философ и автор книги Reality Is Broken, рассказывающей о позитивных эффектах видеоигр — и о том, как нам перестроить под них реальность. Идеи Макгонигал очень простые: она считает, что в видеоиграх мы воплощаем лучшую версию себя. «В видеоиграх мы наиболее решительные, наиболее творческие, быстрее всего восстанавливаемся после поражений и больше всего открыты к сотрудничеству с другими людьми, — считает она. — Когда мы играем в видеоигры, в особенности с другими людьми, мы чувствуем, что преодолеваем что-то и являемся частью чего-то большего». Представьте, что Макгонигал говорила бы то же самое про людей, которые смотрят телевизор, — веры ей было бы гораздо меньше.

Возвращаясь к прошлой пятнице и Mario Kart 8 — это, на самом деле, беспощадная игра. Нужно быть всё время сосредоточенным, следить за дорогой и другими игроками, при этом в любой момент можно с первого места скатиться на самое последнее (синий панцирь, самый жёстокий бонус Mario Kart, целящийся в игрока-лидера, даже попал в американский сленг). Обратное тоже верно: при должном старании в последний момент можно вырваться из неудачников в победители. Mario Kart 8 учит бороться — и смиряться с поражениями. Красота игр Nintendo в том, что эту борьбу им удаётся сочетать с дружественным соревнованием, так что в итоге никто не остаётся обиженным.

   

лекция TED Джейн Макгонигал

 

Но, по мнению Макгонигал, на этом не надо останавливаться. «Игры доказывают нам, на что мы способны. Они заставляют нас бороться и выносить уроки из каждой битвы, — говорит она. — Мы тренируем вполне реальные навыки, играя в видеоигры. Но настоящая польза видеоигр раскрывается за их пределами, когда мы начинаем переносить эти навыки в реальную жизнь». Может быть, это звучит несколько безумно, но исследованию этой идеи Макгонигал посвятила последние десять лет. Среднестатистический современный молодой человек к 21 году проводит 10 000 часов за видеоиграми. Примерно столько же времени они тратят на обучение в средней и старшей школе, и примерно столько же часов требуется человеку, чтобы стать профессионалом в какой-либо сфере. Как нам взять всё то положительное, чему нас учат виртуальные развлечения, и применить в реальной жизни?

Макгонигал предлагает несколько ответов — в том числе половина её книги посвящена геймификации и тому, как игровые механики можно перенести в реальность (и делает она это гораздо изящнее, чем многие). Несколько лет назад она сделала Superbetter — проект, призванный помочь людям становиться чуть-чуть лучше каждый день и использующий идеи из видеоигр. Она призывает всех геймдизайнеров работать над тем, чтобы игры целенаправленно улучшали качество жизни, и надеется, что в течение ближайших 25 лет автор видеоигры получит Нобелевскую премию мира.

Но кроме этого, Макгонигал описывает самый простой и действенный совет: надо просто осознать, что видеоигры тебя всему этому научили. Бороться. Сопереживать. Принимать свои эмоции. Смиряться с поражением. Думаю, я провёл за видеоиграми те самые 10 000 часов — и я отказываюсь верить, что ничего из этого не вынес. Не думаю, что я когда-нибудь окончательно справлюсь с мнительностью, неврозом и чем там ещё, но видеоигры как минимум научили меня встречать лицом к лицу все проблемы.

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.